Как новый Гражданский кодекс защищает права потребителя

  • 3 сент. 2019, 8:24
  • 852

В этом году после четырех лет работы  был принят в новой редакции Гражданский кодекс РМ (ГК). Он включает более тысячи статей. Многие изменения и дополнения эксперты считают прогрессивными, способствующими облегчению практической работы и единообразному применению законодательства. 

В новой редакции Гражданского кодекса правам потребителей отводится одна из центральных ролей. 

При разработке поправок были учтены не только положения гражданских кодексов ряда стран, но и европейские директивы в области частного права и защиты потребителей. В нынешнем ГК множество вопросов получили более детальное регулирование, что, как ожидается, облегчит жизнь гражданам, которые зачастую сталкиваются с недобросовестностью и некомпетентностью отечественных коммерсантов. Несмотря на то, что с практической реализацией законов в Молдове зачастую возникают задержки и иного рода проблемы, принятие обновленного ГК обеспечивает потребителям больше рычагов для отстаивания своих прав. 

Кроме того, многие новые моменты, связанные с развитием технологий, раньше вообще не учитывались законами о защите потребителей. 

Noi.md ознакомился с новациями в области защиты прав потребителей, которые нашли отражение в гражданском законодательстве. Они могут представлять интерес для всех, кто регулярно осуществляет покупки и пользуется услугами на молдавском рынке, в том числе, когда сделки заключаются через интернет или по телефону.  

О потребителях и профессионалах 

В новую версию Гражданского кодекса включены обязательные для всех нормы по защите прав потребителя. Это  общие правила, от выполнения которых нельзя уклониться. Разработчики поправок в ГК призывают отличать потребителей от  противоположной стороны – так называемых профессионалов (именно такой термин используют авторы), цели которых связаны с предпринимательской или профессиональной деятельностью, даже если в конкретных обстоятельствах они не преследуют цели извлечения прибыли. При этом подразумевается, что гражданин не выступает в качестве потребителя, если другая сторона не выступает в роли профессионала. 

ГК не допускает принуждение потребителей к необоснованным платежам. В частности, профессионалам запрещено взимать комиссионные сборы за пользование тем или иным средством платежа, превышающие затраты по использованию такого средства платежа. Иными словами, если вы, к примеру, оплачиваете товар или услугу банковской картой, предприниматель не вправе взимать за это отдельный сбор в зависимости от типа карты или других критериев.  Впрочем, это правило не запрещает устанавливать разные цены на ту же самую вещь или услугу, если она реализуется по разным каналам сбыта. 

Если профессионал использует телефонную линию для обсуждения заключаемого договора, потребитель не обязан оплачивать этот разговор сверх базового тарифа. ГК запрещает использовать в этих целях телефонные номера для услуг по специальному тарифу. В то же время данное ограничение не затрагивает право поставщиков услуг электронных коммуникаций начислять плату за такие звонки . Проще говоря, разговор с профессионалом не должен обходиться потребителю дороже, чем стандартный звонок по телефону. 

О дополнительных платежах 

Любой дополнительный платеж за исполнение основного договорного обязательства, помимо первоначально согласованного вознаграждения, должен сопровождаться выраженным согласием потребителя. Потребитель вправе требовать возврата денег, если вывод о его согласии сделан на основании автоматически включаемой опции или принятия им стандартных договорных условий. Новые правила, за некоторыми исключениями, применяются к договорам купли-продажи, о выполнении работ, об оказании услуг, о предоставлении публичной услуги водоснабжения и канализации, о поставке природного газа, электроэнергии, тепловой энергии, а также о предоставлении цифрового контента. 

Если договор с потребителем заключен при помощи дистанционной связи, но профессионал не может исполнить свои обязательства, он обязан немедленно сообщить об этом и вернуть полученные деньги. Крайний срок, который применяется в данном случае, составляет 30 дней. При этом за потребителем сохраняется право использовать все средства правовой защиты в связи с невыполнением договора. 

Обновленным ГК оговорены ситуации, при которых заключение договора является обязательным. Так, профессионал не может без обоснованных причин отказать потребителям и иным лицам, которые получают или используют вещи, работы и услуги в некоммерческих целях. 

Иными словами, ГК обязывает профессионалов проявлять к большинству клиентов идентичный подход, запрещая указывать им на дверь. 

В противном случае суд может вынести решение, которому профессионал будет обязан подчиниться. 

О достоверности информации 

Новая редакция ГК обязывает предоставлять потребителям только достоверную информацию, когда им предлагаются вещи, работы, услуги, цифровой контент или что-то иное. Этому требованию не отвечает информация, которая искажает или опускает важные обстоятельства, необходимые среднему потребителю для принятия осознанного решения о заключении договора. Средним потребителем считается тот, кто достаточно хорошо проинформирован и внимателен с учетом социальных, культурных и языковых факторов. 

Если речь идет о коммерческом сообщении, включая рекламу или маркетинг, которое создает у потребителя впечатление о наличии исчерпывающих сведений, профессионал обязан включить в сообщение всю относящуюся к делу информацию. В иных случаях предоставляемая информация должна содержать основные характеристики вещей, работ, услуг и цифрового контента, наименование и адрес профессионала, а также особенности оплаты, доставки, гарантии и подачи жалоб. 

О сроках давности и сроках исполнения

С марта 2019 г. утратили силу Закон о правах потребителей при заключении договоров, а также Закон о неправомерных условиях в договорах, заключенных с потребителями. Регулируемые ими положения нашли отражение в новой версии ГК. В частности, в некоторых случаях кодекс допускает изменение срока исковой давности или порядка его исчисления, с оговоркой, что это не должно причинять ущерб потребителю. 

Кроме того, подробно урегулированы требования к сроку исполнения обязательства в договорах с потребителями. Если этот срок не определен или не вытекает из соглашения, то составляет не более 30 дней с момента его заключения. При этом в некоторых случаях потребитель вправе запросить более раннее исполнение обязательства. С другой стороны, потребитель должен произвести оплату в течение 30 дней после принятия счета-фактуры или платежного требования. Если договор все еще не исполнен, 30-дневный срок исчисляется с момента выполнения обязательства. Этот же срок является предельным при необходимости возврата полученных от потребителя денег. 

О несправедливых условиях    

Обновленный ГК вводит такое понятие как «защитная ничтожность», которая действует только в той мере, в какой она полезна потребителю. Речь идет о запрете включать в договора с потребителями несправедливые и противоречащие закону условия. Сделки с такими положениями считаются недействительными. С другой стороны, позволяется предлагать потребителю более благоприятные для него условия договора, чем оговорено законом. 

ГК Молдовы считает несправедливым любое условие, не согласованное индивидуально, если оно вопреки требованиям добросовестности ставит потребителя в существенно невыгодное положение. К таковым относится, например, ограничение предусмотренных законом прав потребителя в случае неисполнения договорных обязательств или наложение на него обязательства подчиняться условиям, с которыми он не имел реальной возможности ознакомиться до заключения договора. В общей сложности в кодексе перечислены несколько десятков таких условий, список которых не является исчерпывающим. 

О договорах дистанционных и вне торговых помещений  

Кодекс выделяет дистанционные договора, которые согласовываются и оформляются с использованием средств связи в рамках организованной системы дистанционных продаж вещей или оказания услуг. Кроме того, вводится понятие договора, заключаемого вне коммерческих помещений, – например, во время акции, которая проводится за пределами торговой точки. 

До того, как оферта по этим договорам станет обязательной для потребителя, до него четко и понятно должны донести информацию об основных характеристиках вещей или услуг и их общей стоимости вместе с налогами, сборами и возможными дополнительными затратами, а также ключевые сведения о противоположной стороне (профессионале), включая все контактные данные и государственный идентификационный номер. Вместе с тем, потребитель должен владеть информацией о механизме оплаты и доставки, сроке исполнения договора, гарантии, порядке рассмотрения жалоб и других деталях. 

Если данные о дополнительных сборах или иных затратах не доведены до сведения потребителя, он вправе их не оплачивать. Информация предоставляется на государственном языке и, по решению профессионала, на других языках. Доказывание соблюдения требований об информировании потребителя – задача профессионала. 

Все эти правила применяются также к договорам в области водоснабжения и канализации, поставки природного газа, электроэнергии, тепловой энергии, и, кроме того, договорам о предоставлении цифрового контента без использования материального носителя. 

Когда сделка оформляется вне торговых помещений, потребитель должен получить весь объем информации на бумаге или, с его согласия, на другом долговременном носителе, например, на флеш-карте. Текст должен быть ясным, понятным и удобочитаемым. Один экземпляр подписанного договора или подтверждение его заключения остается у потребителя. Похожие требования действуют, если договор является дистанционным. При этом, если сделка заключается через интернет, ключевая информация об оплате должна быть отображена в непосредственной близости от текста подтверждения заказа с применением недвусмысленных формулировок. 

В случае если профессионал звонит потребителю для заключения дистанционного договора, уже в начале разговора он обязан предоставить сведения о себе и указать коммерческую цель звонка. Когда дистанционный договор заключается по телефону, он становится обязательным для потребителя только после подписания оферты или направления своего письменного согласия на долговременном носителе информации. По общему правилу, отсутствие ответа от потребителя и его бездействие не признается заключением договора и не порождает финансовой ответственности. 

Ситуацию, когда исполнение обязательства происходит без оформления договора, ГК рассматривает как «безусловное дарение». Это правило не применяется, если вещи, работы, услуги, цифровой контент или иное получены потребителем по ошибке или при иных обстоятельствах, при которых возникает обязанность возврата в связи с необоснованным обогащением.  Иными словами, если вы вдруг получили на свое имя подарок от магазина (например, какую-либо продукцию в рекламных целях), это будет «безусловным дарением». Но если вам по ошибке достался товар, который предназначен другому человеку, его придется вернуть. 

О праве отзыва 

В некоторых случаях Гражданский кодекс предоставляет потребителю так называемое «право отзыва», о наличии которого его должны проинформировать до оформления сделки. Это право можно реализовать в любое время до истечения срока отзыва, который составляет 14 дней с момента заключения договора. Он продлевается, если потребитель не получил информацию о наличии этого права. В результате отзыва договор расторгается, как правило, без каких-либо расходов или других последствий для потребителя. 

При этом ему в течение 14 дней после отзыва должны возместить все понесенные затраты, в том числе на покрытие расходов по доставке вещей. Исключение составляют банковские комиссионные и расходы по конвертации. Кроме того, при дистанционных договорах не обязательно возмещение дополнительных трат, если потребитель сам выбрал способ доставки, отличный от предлагаемого стандартного способа. Возмещение может быть приостановлено до возврата проданных вещей или получения от потребителя доказательств их отправки. 

В то же время потребитель несет ответственность за снижение стоимости вещей из-за ненадлежащего обращения с ними. ГК обязывает покупателя обращаться с вещами и изучать их так же осторожно, как ему это позволили бы сделать в торговом помещении. Повреждение упаковки обычным ее вскрытием не является основанием к возмещению убытков, если сходные вещи выставлены в торговых залах без упаковки. Цена покупки может быть уменьшена лишь чтобы покрыть снижение стоимости вещи. Ни при каких обстоятельствах потребитель не несет за это ответственности, если ему не представили информацию о праве отзыва. 

О сделках с цифровым контентом 

Что касается  цифрового контента, то ГК содержит требование о его функциональности, включая применение мер технической защиты. Речь идет о языке контента и сопровождающих его инструкций, способе его предоставления (к примеру, потоковая передача, онлайн, разовая загрузка), типе, размере и продолжительности воспроизведения аудио- или видеофайлов, информации о поддержке контента или его обновлении. 

Кроме того, потребителя следует проинформировать о любых условиях использования продукта, таких как персонализация, необходимость подключения к интернету и технические требования (например, минимальная скорость), установка определенного программного обеспечения. Аналогичное требование действует в отношении ограничений по местонахождению оборудования потребителя и по длительности доступа к цифровому контенту либо количества использований, включая копирование для личных нужд. Нельзя скрывать и информацию о функциях, доступных только при условии новых покупок, таких, как платный контент, членство в клубе либо дополнительные компоненты аппаратного или программного обеспечения. 

Новые правила не применяются к цифровому контенту без использования материального носителя, который предоставляется безвозмездно при распространении информации в интернете без специально заключенного договора. Свободный доступ к веб-ресурсам или бесплатную загрузку с веб-страницы ГК не считает договором, который нуждается в регулировании. 

Виктор Суружиу