Пустили в оборот: сколько блогеры тратят на производство и продвижение на YouTube

  • 29 окт. 2020, 11:50
  • 819

Доходы современных инфлюенсеров в социальных сетях действительно впечатляют. Но, как и в любом бизнесе, в блогерстве тоже есть своя расходная часть. Сколько топовые (и не очень) блогеры тратят на производство контента и на свое продвижение?

Сегодня YouTube, возможно, единственная соцсеть, которая стойко отстаивает органические способы продвижения и максимально контролирует не только публикуемый на платформе контент, но и способы раскрутки. «Все, что приводит к искусственному увеличению количества просмотров, отметок «нравится», комментариев или иных показателей за счет использования автоматических систем или демонстрации видео доверчивым пользователям, является нарушением наших правил. Также запрещен контент, единственная цель которого — увеличение показателей», — сказано в правилах YouTube.

Поэтому здесь не сработают «серые» приемы накрутки просмотров или комментариев. Не получится применить и отточенную в Instagram механику по типу гива (конкурс, в котором инфлюенсер разыгрывает среди своих подписчиков призы). В случае мошенничества с просмотрами и подписчиками система моментально вычислит нарушителя, а видеоканал получит предупреждение. Если за 90 дней таких предупреждений накопится три, канал будет удален без возможности восстановления.

Как в этих условиях развиваться и наращивать аудиторию? Для этого необходимо заниматься развитием YouTube-канала, обычно блогеры относят сюда и траты на производство, и на промо. Эти направления тесно связаны, ведь мощный, продуманный выпуск с четким сценарием, интересными гостями и реквизитом работает эффективнее, чем любой таргетинг. И здесь современные инфлюенсеры готовы не экономить.

Сколько блогеры вкладывают в канал

По оценке коммуникационного агентства Ablab.pro, производство одного выпуска шоу звезды «Орла и Решки» Анастасии Ивлеевой (4,12 млн подписчиков, Agent Show, З.Б.С.) варьируется от 500 тыс. до 800 тыс. рублей. Сюда входят несколько операторов (от 15 тыс. рублей за смену), свет и студия (порядка 150 тыс. рублей), режиссеры, продюсеры и гримеры (еще порядка 100 тыс. рублей), монтаж (не менее 50 тыс. рублей) и, конечно, сценарий. В случае Ивлеевой это легко может быть самым дорогим костом — редакторская работа очень сильная. У геймера Поззи (9,5 млн подписчиков на YouTube на основном канале, 1,6 млн на втором канале «IQ») расходы на каналы тоже немаленькие: «Каждый месяц на контент в YouTube уходит около $10 тыс. В эту сумму я включил покупку реквизита для роликов на второй канал, аренду офиса, оплату людей, которые со мной работают, а также рубрики, которые требуют средств на основном канале».

Другой пример — Юрий Дудь, которому выпуск обходится в 200-250 тыс. рублей с двумя операторами, студией и светом (по оценке коммуникационного агентства Ablab.pro). Хотя и на студии блогеры часто экономят. Многие площадки с радостью предоставляют пространство для съемок на бартерных условиях, о чем свидетельствуют благодарности в описании роликов (например, «Нежный редактор», «Осторожно, Собчак!»). Там же обычно можно обнаружить и другие статьи расходов, которые удалось закрыть бартером: стилисты, визажисты, дополнительные подрядчики, реквизит.

Есть и те, чьи расходы практически равны нулю. Саша Спилберг (6,5 млн подписчиков на YouTube) за всю свою блогерскую деятельность не вкладывала средства на продвижение и производство. «За исключением рекламных активностей, где мы даже не интересуемся, сколько стоит продакшн, — говорит Александр Балковский, отец Саши. — У нас нет продакшна и никогда не было». Данил Букреев (1 млн подписчиков на YouTube) с ним солидарен: «На продвижение не трачу вообще. Мой контент — распаковки с AliExpress».

Прямой связи между качеством и сложностью съемки и популярностью на самом деле нет. Это скорее вопрос ниши и личных предпочтений блогера. Те же геймеры-стримеры — TheBrianMaps (14 млн), Marmok (14 млн), MrLololoshka (7 млн) — по сути просто делают запись экрана, добавляют звук (услуги монтажа — около 10 тыс. рублей), и ролик готов. 

Также нет прямой корреляции между затратами на продакшн и откликом зрителей. К примеру, видеоклип на трек «Пикачу» продюсерского проекта Mia Boyka собрал более 70 млн просмотров при бюджете менее 50 тыс. рублей.

YouTube — одна из немногих площадок, где можно продвигаться органически, без привлечения рекламы. К примеру, в статье расходов на промо у того же Поззи тоже пусто. По его мнению, самый эффективный способ продвижения на YouTube — снимать качественный контент в достаточном объеме (что немаловажно). «Если ты будешь снимать крутой ролик, но будешь загружать его раз в полгода, то, конечно же, никто из зрителей тебя не заметит», — говорит блогер.

Новые YouTube-каналы также редко раскручиваются без трат на создание качественного контента. «Раньше были случаи, когда блогеры с самодельными видео «выстреливали», но сейчас их все меньше, и это практически невозможно. Как минимум, нужно будет вкладываться в оператора, если монтировать самостоятельно. Мои ежемесячные затраты на YouTube-канале составляют около 300 тыс. рублей», —  говорит автоблогер Лиса Рулит (1,3 млн подписчиков). Более того, если на канале нет того самого интересного и качественного контента, о котором все говорят, даже при миллионных бюджетах на рекламу аудитория просто не подпишется и не досмотрит видео.

В жанре интервью и шоу с приглашенными гостями трафик формируется от аудитории селебрити или инфлюенсера, который принимает участие в съемках. Анастасия Ивлеева, Юрий Дудь, Ирина Шихман, Алена Жигалова и другие интервьюеры по сути привлекают трафик на канал через своих гостей. Гости приходят на некоммерческой основе. Зачем? Многим медийным персонам, особенно тем, кто слабо представлен на YouTube, также важно расширять свою аудиторию и доносить свои ценности или промоутировать свои продукты и идеи через социальные сети.

Хотя во многом к платным инструментам продвижения относятся скептически из-за представления, что, когда канал начинает делать платное промо на YouTube через Google Ads, его органический трафик проседает. «Это неправда, но некоторые наши партнеры, тем не менее, опасаются инвестировать в платное промо», — говорит операционный директор крупнейшей в России медиасети по работе с инфлюенсерами Yoola Анна Градиль.