Четыре истории о поисках работы в Молдове

  • 27 нояб. 2018, 10:26
  • 1 884
  • 2

В Молдове, как мы уже писали, сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны, каждый день из страны уезжают люди в надежде найти работу за рубежом, с другой — молдавские работодатели жалуются на острый дефицит кадров. Ранее NM рассказал, что об этом думают руководители молдавских предприятий. Теперь мы решили показать ситуацию с другой стороны: рассказать реальные истории молодых людей, которые, получив высшее образование, долго пытались найти работу. О том, как это было и что из этого вышло — четыре истории.

Некоторые из героев этих историй не захотели публично раскрывать свои имена.

«Я хотел сделать карьеру госслужащего»

HR-менеджер (управляющий кадрами), 27 лет

Окончив Госуниверситет по специальности публичное управление, я долго пытался найти работу. Во время учебы я проходил практику в одном госучреждении, не хочу его называть, и очень хотел попасть туда на работу. Хотел сделать карьеру госслужащего и был готов начать с малого. Но я не смог туда попасть. На все должности на госслужбе проводится конкурс, я ждал этого конкурса, но в итоге выяснилось, что его провели задним числом. Это было в 2014 году.

Тогда я понял, что по специальности работать не получится и стал искать работу в других сферах, но везде нужен был опыт. В конце концов, я устроился в риэлторскую компанию, куда брали без опыта работы. Продержался там 1,5 месяца и ушел, поняв, что компания работает незаконно. Стало ясно, что это компания-однодневка, а лучшие сотрудники перейдут в Proimobil. Я ушел, а через пару месяцев компания закрылась.

Но я ушел не в пустоту — нашел работу по специальности в рекрутинговом агентстве, которое занималось подбором персонала для других компаний. Правда, официально меня на работу не оформили, но пообещали, что сделают это позже. Но так и не сделали. Платили по результату: нанимаешь людей — получаешь деньги, не нанимаешь — не получаешь.

Я поработал там около двух лет — до 2017 года. Занимался не только подбором кадров, но и продажами, и многим другим. Пытался добиться более высокой и стабильной зарплаты. Когда у меня появилась семья, понял, что этих денег будет недостаточно. И решил вновь начать поиск работы, но теперь я знал, чего хочу: работать именно в сфере HR и на основе официального трудоустройства.

Я не искал сразу «золотые горы», но хотел также, чтобы на новой работе была перспектива роста — и карьерного, и финансового. Такую работу я искал полгода, достаточно долго. И нашел. В целом меня все устраивает. Но хочется больше зарабатывать, тем более, что, думаю, я полезен в этой компании.

«Я уволилась, но на этот раз мне было проще найти работу, потому что точно знала, что хочу»

Елена Сидор 25 лет, менеджер по туризму

Университет я окончила по специальности банки и финансы. Устроилась работать в банк кредитным офицером (анализирует возвратность кредита). Это были 2016-2017 годы. Тогда в банковской системе происходило много изменений. Выросла процентная ставка по кредитам, и всем заемщикам пришлось платить больше, чем было оговорено сначала. Мне приходилось каждый день сообщать об этом клиентам, и, естественно, они не очень радовались, слыша эту новость. Через полгода поняла, что научилась на этой работе всему, чему могла, и пора увольняться.

Следующие полгода я искала новую работу. Практически каждый день листала объявления на сайтах, отправляла резюме и ходила на собеседования. Тогда было мало интересных предложений — компании в основном искали бухгалтеров, специалистов по продажам или офисный персонал. Вакансий в сфере маркетинга, дизайна, культуры, IT почти не было. Если я и находила интересную работу, то там предлагали зарплату всего 3-4 тыс. леев.
Я отказывалась, потому что мне было важно найти работу, которая не только обеспечит, но и даст мне возможность развиваться. Еще хотелось работать с людьми, у которых можно многому научиться. С тех пор на собеседованиях обращаю внимание на то, в каком коллективе буду работать, и кто будет моим наставником.

В конце концов, устроилась на работу, где мне пригодилось знание иностранных языков, которые учила с детства: мне надо было переводить тексты на иностранный язык. И хотя эта работа дала мне возможность раскрыться с новой стороны, я продолжала искать работу, которая устроила бы меня во всех отношениях.

Обратилась в кадровое агентство, где мне предложили поработать менеджером по туризму на винодельне. Сначала отнеслась к этому скептически, тем более, что меня не устраивала перспектива ездить за город. Но на собеседовании я изменила свое мнение. Меня сразу приняли на работу, и я решила, что это хорошая возможность, которую нельзя упускать. Поработала там больше года и поняла, что хочу и дальше заниматься туризмом, но уже в турагентстве.

Я уволилась, но на этот раз мне было проще найти работу, потому что точно знала, чем хочу заниматься, и чего стоит ожидать от новой работы.

Сейчас я работаю в турагентстве, которое организует туры по Молдове для иностранцев. Нравится участвовать в международных выставках, на которых мы представляем Молдову. Кроме того, у меня появилась возможность попробовать себя как  блогера и редактора. Я стала писать о туристических направлениях. Для меня важно, что я работаю с людьми, которые увлечены туризмом так же, как и я. Очень легко работать в команде, где твои способности выделяют, но при этом все сотрудники дополняют друг друга. А самое приятное — это слышать благодарности от туристов.

«Работать от звонка до звонка и зависеть от работодателя — для меня настоящая пытка»

Аудитор, 28 лет

Я окончил Технический университет по специальности технология виноделия. Сразу по окончании вуза мне предложили пройти мастерат в Болгарии по специальности бизнес и администрирование. Эту специальность там преподают в сотрудничестве с французским университетом. Считал, что мне очень повезло, потому что специалисты с дипломом престижного французского университета в нашей стране очень востребованы.
После мастерата год стажировался в молдавском филиале международной сети компаний Deloitte. Она входит в список четырех крупнейших в мире компаний, которые занимаются финансовым аудитом и консалтингом. Через год меня приняли на работу ассистентом аудитора. Приходилось выполнять очень большой объем работы. Я постоянно задерживался в офисе допоздна или брал работу на дом. На это можно было закрыть глаза, если бы мне действительно нравилась работа или если бы достаточно платили. Первый год я получал €300 в месяц, второй — €350, но хотел получать в два раза больше, чтобы более или менее хватало на жизнь.

Потом мы с другом решили открыть свое дело. Мы увидели перспективу в бизнес-модели, которую предлагает Amazon. Благодаря ей мы сможем выйти на рынок США или другие крупные онлайн-рынки по всему миру. Сейчас работаем над созданием нашего бренда в категории home and kitchen.

Вскоре я понял, что не получится совмещать работу и развитие своего проекта и уволился. После этого мне четыре раз предлагали работу другие аудиторские компании. Работодатели находили меня через соцсеть Linkedin или через знакомых. Каждый раз я отказывался, потому что, как оказалось, быть в постоянной зависимости от работодателя и сидеть на работе с 09:00 до 17:00 без возможности ее отложить — для меня настоящая пытка. Сейчас все силы вкладываю в развитие своего проекта, потому что хочу обеспечить себе надежное будущее.

Через полгода после увольнения мне вновь пришлось искать работу, так как я вложил все деньги  в развитие проекта и не хотел вынимать их из оборота. Я устроился турагентом в американскую компанию, которая продает авиабилеты. Мне нравится, что там молодой, интересный коллектив, удобный для меня график работы, и есть возможность каждый месяц заработать несколько сотен долларов к своему окладу. Главное же, что благодаря работе по сменам у меня остается свободное время, чтобы заниматься своим проектом.

«В Голландии были в шоке, когда я не принял их предложение» 

Сергей Загайчук, программист, 38 лет

У меня долгое время был свой бизнес — IT-консалтинг. Он включает проведение IT-аудита, разработку IT-стратегии и аудит бизнес-процессов. Может быть, у меня не очень хорошо получалось быть бизнесменом, искать клиентов. В общем, бизнес не приносил нужного дохода. Я решил, что нужно с ним завязать и искать работу, как делают все нормальные люди. Это было весной-летом 2017 года.

Сначала я не активно искал работу, но в какой-то момент начал искать активно, интересоваться. Считал, что у меня хороший профессиональный уровень программирования. Проблем с приглашением на интервью не было — у меня нормальное CV. Но первые два интервью я завалил. Мне просто сказали: «Извините, вы нам не подходите». Честно говоря, думаю, если бы я сейчас пошел в эти компании, проблем было бы меньше, но тогда я не был не готов. Не смог создать правильное впечатление.

Мне кажется, сначала я не совсем знал, чего хочу. У меня был бизнес, в котором я работал и менеджером проекта, и программистом и т. д. И это было минусом. Если компания ищет сотрудника, значит, у них есть конкретная проблема, которую надо решить. Они знают, какой специалист им нужен. А если ты говоришь, что можешь и то, и это, и другое, они думают, что ты хочешь быть менеджером проектов, хочешь большую зарплату, но они такого могут найти и за меньшие деньги.

Надо грамотно изучать вакансии, делать CV под нужную позицию, готовиться к собеседованию. Даже если вы умеете больше, чем требуется, не надо об этом говорить. Говорите убедительно, строго по теме. Знаете больше — это потом будет плюсом, но на собеседование помешает.

Когда я понял, чего хочу и стал искать работу программистом за те деньги, которые хочу, стало легче. Но тут тоже есть свои нюансы. Например, вы делаете программы на платформе NET, а компании нужен программист, работающий на Ruby или PHP. Это все равно как русскоязычному журналисту предложить писать на другом языке. Если он профессионал, то через годик тренировок, наверное, сможет. Мне, чтобы перейти на другой язык программирования, нужно два-три месяца. Но компании не хотят ждать даже это время, они хотят найти сотрудника, который сможет полноценно работать с первого дня.

Я завалил два собеседования, а потом прошел удаленное собеседование в Голландии и уже был готов закрывать фирму и переезжать. Слетал туда, там тоже все хорошо прошло. Но параллельно продолжал ходить на собеседования здесь. И так получилось, что за пару дней до финального интервью в Голландии мне дали положительный ответ в компании Mobiblocks, где я работаю сейчас. Они предложили работу не только мне, но и всей команде — в моей компании мы работали втроем. Еще один плюс — мне не пришлось переезжать, это важно, учитывая, что у меня семья.

В этом проекте мы занимаемся созданием рекламных видеороликов онлайн, привлекаем рекламодателей. С помощью нашего продукта они могут создать бесплатный рекламный видеоролик и размещать его в мобильных приложениях.

Интересно, что, после того как мне предложили работу, я не завалил ни одного собеседования, всего их было пять или шесть. Уже ради интереса ходил посмотреть, какие еще есть компании и предложения. Разговор заканчивался на том, что я уже нашел работу, а мне говорили — если надумаете оттуда уходить, позвоните.

В Голландии были в шоке, когда я не принял их предложение. Но, учитывая, что у меня здесь семья, свое жилье и цены здесь ниже, то первые несколько лет там уровень жизни был бы ниже. Я не вижу, почему я должен пару лет терпеть снижение уровня жизни. Может быть, еще сыграла роль уверенность в себе. Она появилась, после того как я стал получать предложения.

© Николай Пахольницкий & Надежда Копту