Кража миллиарда: сколько денег уже возвращено за счёт населения?

  • 12 dec. 2019, 13:27
  • 1 713
  • 8

В 2016 году правительство Филипа приняло решение превратить в государственный долг чрезвычайные кредиты, предоставленные Национальным банком Молдовы (НБМ) трем обанкротившимся банкам. По данным Центра политик и реформ (ЦПР), с того времени и до сих пор граждане Республики Молдова выплатили 9,5% из украденного миллиарда.   

Чтобы вернуть долг НБМ, правительство решило превратить сумму кредита в государственный долг. Парламент принял Закон № 235 от 3 октября 2016 года. Были выпущены государственные облигации, и правительство до 2041 года будет выплачивать из бюджета кредит плюс проценты, отмечает Noi.md со ссылкой на unimedia.info. 

Эти деньги поступают от налогов граждан. Первый платеж в размере 668 млн леев был произведен в октябре 2017 года. В 2018 году было выплачено еще 827 млн леев, а в 2019 году выплаченная сумма составила 844 млн леев. К 2041 году будет выплачено более 24,5 млрд леев, сообщает ЦПР.  

Банки обанкротились, и задолженность была возложена не на их владельцев или администраторов, а на всех граждан. Пока мы платим за кражу, за четыре года власти ничего не вернули из украденного миллиарда, отмечает Центр политики и реформ. 

ЦПР также отмечает, что были некоторые доходы от процесса ликвидации трех коммерческих банков. В 2013 году эти три банка сообщили об активах почти в 20 млрд леев - до получения кредита НБМ. На момент ликвидации были зарегистрированы доходы чуть более 1 млрд леев.  Все это время Министерство финансов пытается убедить нас в том, что эта сумма представляет собой «восстановленные активы», но это ложь, которую распространяли и средства массовой информации. ЦПР неоднократно заявлял, что из украденного миллиарда не было возвращено ни одного лея.

Ранее ЦПР Молдовы несколько раз обращался в Министерство финансов с просьбой не предоставлять информацию, будто доходы от ликвидации банков представляют собой восстановленные активы. Тем не менее министерство продолжало представлять их как «восстановленные активы». ЦПР по-прежнему настаивает на том, что, даже если в процессе ликвидации помещения банков продаются по хорошей цене, а государство собирает доходы, миллиард остается украденным и не возмещается.