Пять худших типов кандидатов (и что с ними делать)

  • 3 июля 2018, 18:19
  • 772

Большая шишка

В сопроводительном письме ссылается на знакомство с генеральным директором, добавляется в социальных сетях и прямо-таки настаивает на встрече! Но этот мощный нетворкинг может оказаться всего лишь ширмой. Безусловно, связи и широкий круг знакомств никогда не бывает лишним. Но что, если помимо обмена визитками на конференциях, кандидат ничего толком не может предложить?

История Дениса, рекрутера финтех-проектов: «Ко мне на встречу настойчиво просился директор по развитию бизнеса. Подобной позиции в работе не было, но я стараюсь знакомиться с перспективными кандидатами, поэтому принял приглашение. К моему удивлению, кандидат не смог привести ни одного внятного примера бизнес-результата, все время сворачивал на процессы, трудности и плохую команду. Я собрал на него отзывы — компания, в которой он работает, закрывает представительство в РФ из-за низкой окупаемости. Для меня это лучшая иллюстрация «успешного опыта» кандидата».

Что делать: проверять на результативность и не поддаваться флеру власти.

Сомневающийся

Вопреки присланному резюме, человек сомневается: а вдруг вакансия — подлог, обман и профанация в одном флаконе? «А почему у вас так много/мало вакансий?», «А сколько этапов отбора будет?», «Надо будет делать бизнес-кейс? Мне это не подходит, это интеллектуальная собственность!». Рассказывает Инна, директор по персоналу: «Я проводила скайп-интервью на позицию директора филиала. С самого начала разговор не задался: кандидат заметил, что в принципе не ищет работу, наш бизнес считает бесперспективным, а любые интервью — пустой тратой времени. «Но я, так и быть, готов встретиться с вашим генеральным», — нехотя подытожил он. Тут уж мне пришлось его огорчить, что следующей встречи не будет».

Что делать: у такого кандидата есть свои плюсы. Он будет крайне полезен в управлении рисками, ревизионном отделе или направлении аудита. Если ваша вакансия не связана с этими направлениями, будьте внимательны. Такие люди могут становиться негативными лидерами компании, распространяя сплетни, слухи и нагнетая напряженность.

Мыльный пузырь

Резюме пестрит названиями известных компаний, но вот стаж работы редко достигает одного года, и продвижения особенного нет: позиция специалиста меняется на аналогичную, список задач отличается только предлогами. Такой кандидат любит создавать много шума из ничего: указанные проекты на проверку оказываются чужими, результаты — командными, а завершенные задачи — достижениями руководителя или коллег. Рассказывает Сергей, руководитель отдела продаж: «У меня есть правило — проверять рекомендации на всех, кто приходит в мою команду. Обычно я прошу не только контакты руководителя, но и пары ключевых клиентов или коллег. Было очень забавно, когда один из кандидат хвалился привлечением команды N к сотрудничеству и переговорами с генеральными директором. Я хорошо знаю и компанию, и этого руководителя. Забавно, что они такого менеджера вспомнить не смогли».

Что делать: проводить интервью по компетенциям и внимательно проверять рекомендации.

Несчастный случай

Пробелы в опыте объясняет трудностями на рынке труда, болезнью родственников и мировым кризисом. Однако проходить отбор не спешит: «Можем перенести встречу? Я приболел», «Везу кота к ветеринару, никак не успеваю». Но вот если «горе луковое» получает долгожданный оффер, может случиться непредвиденное... Марина, менеджер по персоналу: «Нанимали супервайзера в отдел продаж. Кандидат получил машину и деньги под отчет в первый день и скрылся. Пил, гулял, машину разбил... неделю его искали, через маму милицией пугали».

Что делать: такие кандидаты чаще встречаются при массовом подборе на рядовые позиции. Если вас что-то смущает в претенденте, есть целый список «но», а за дверью стоит заказчик, который торопит: «Давай людей, бизнес простаивает», — лучше договориться на берегу. Из компромиссов при найме обычно ничего хорошего не выходит.

Корпоративный хитрец

Легко проходит интервью и испытания. Успевает влюбить в себя всех, кто находился с ним в помещении дольше пяти минут, исключая сотрудника экономической безопасности и главного бухгалтера. Слушая историю его карьерных достижений, рекрутер просто не верит своему счастью: достиг, выполнил, реализовал, автоматизировал, привлек — и все сам, и все с опережением сроков! Но не стоит обольщаться: у корпоративного хитреца достаточно скелетов в шкафу. Возможно, он умеет находить интересные идеи, но не умеет их реализовывать. Или он ждет получения американской визы, а это предложение — всего лишь перевалочная база, не более… Рассказывает Мария, руководитель контактного центра: «В конце собеседования молодой человек резко начал мне подмигивать и говорить о том, что главное, чтобы я его взяла — об остальном договоримся…».

Что делать: не торопиться с наймом, провести несколько встреч и прояснить все нестыковки. Даже самая искусная ложь проявляется в мелочах: к ним стоит быть очень внимательным.

Джеймс Бонд

Профессионален, с отличными рекомендациями и крайне неприступен. Часто встречается среди разработчиков, digital-маркетологов и прочих гуру цифровой эпохи. Почему он так нелюбим эйчарами? Да тем, что выбирает из 10–15 офферов, может резко изменить решение/отменить встречу/разлюбить проект. За его руки (и голову) приходится драться с другими коллегами (читай: конкурентами), быстро назначать встречи и рассказывать о вакансии, словно сладкоголосая сирена. И не прекращать поиск, даже если принят оффер/пройден первый рабочий день/завершен испытательный срок. Потому что этот эксперт знает себе цену. И хотя незаменимых нет, есть неповторимые…

Что делать: настоящие профессионалы своего дела влюбляются не в оклад, соцпакет и корпоративные вечеринки. Их может покорить только идея. Если вы любите свой продукт или услугу, если вы четко понимаете свою уникальность и ценность для рынка — есть шанс на взаимность. Поэтому — изучаем матчасть!

Пусть в вашей профессиональной истории будет место только правильным кандидатам, реалистичным срокам найма и открытым заказчикам!