Офисы будущего. Как изменятся рабочие пространства в ближайшие годы

  • 1 февр. 2019, 14:34
  • 421

Представления об идеальном офисе сегодня мало похожи на те, что были актуальны еще 5 лет назад. Дело ли в меняющихся технологиях работы, или в том, что на авансцену рынка труда вышло новое поколение — но сегодняшние пользователи офисов уже не столь лояльны к открытым пространствам, восьмичасовое соседство с коллегами за одним bench-столом уже не кажется таким эффективным, а яркие офисные зоны, если находиться в них добрую половину суток, вызывают скорее головную боль, чем привязанность.

1. Пустые офисы как признак трудолюбия. Сегодня сотрудники все меньше времени проводят в офисе. И дело даже не в том, что работодатели в мгновение ока стали лояльны к дистанционному формату работы, а в том, что бизнес-встречи, командировки, деловые ланчи стали занимать значительно больше времени, чем это было до сих пор. Ведь где еще искать идеи для роста и развития своего бизнеса, если не у своих клиентов? Именно благодаря коммуникации рождаются новые идеи, концепции, партнерства, именно она становится двигателем прогресса. «Когда я захожу в офис и вижу всех сотрудников на своих местах, у меня начинается паника. Почему никто не работает?» — вот так однажды сформулировал свою фобию один из наших клиентов. Это, безусловно, не значит, что отпадает необходимость в офисах как таковых. Это значит, что самое время задуматься над тем, какой реальный метраж будет достаточным для существующих функций в компании. Например, по данным исследования шведской Kinnarps, ежедневно в офисах пустует до 50% рабочих мест. В условиях оптимизации затрат, жесткой конкуренции, в том числе за снижение себестоимости товаров и услуг, согласитесь, это неоправданные расходы.

2. Офис – это функция, а не место. Впрочем, совсем необязательно отказываться от неработающих квадратных метров, сдавая их в субаренду или арендуя офис меньшего метража. Заставьте их приносить пользу! Одна из ключевых ошибок в существующих офисах — недостаток зон для коммуникации и взаимодействия персонала. При этом у каждого сотрудника есть свое персональное рабочее место, за которым он сидит от силы часа четыре в день. И выходит на улицу, чтобы совершить конфиденциальный телефонный звонок или пообщаться с клиентом. Когда я говорю про наступление эры коммуникаций, я имею в виду и внутренние коммуникации тоже. Простые, повторяющиеся функции мы сумели отдать на откуп машинам и роботам, в отличие от сложных задач, где принятие решений требует совместных интеллектуальных усилий. Объединенные знания, опыт, выработка наиболее эффективных коллегиальных решений сегодня становятся тем самым ценным ресурсом, благодаря которому компании завоевывают рынки и конкурируют друг с другом. Теперь понятно, почему в последние два года известные международные бренды переходят на систему незакрепленных рабочих мест и внедряют у себя самые разные форматы community-пространств, от проджект-румов и библиотек до спортзалов и йога-студий.

3. Функциональность и эстетику никто не отменял. Новое поколение, надо признать, щепетильнее относится к интерьеру. Более того, если в офисе невозможно выполнять свои обязанности эффективнее, чем дома или в любом другом месте, зачем тогда вообще туда ходить. В этом смысле офисы, корпоративная культура, и в том числе интерьер, могут воспитывать в новом поколении лояльность к бренду. А это дорогого стоит — в условиях, когда нужный специалист может в любой момент сорваться на дистанционную работу или вообще отправиться на другой конец света в поисках интересных проектов. Комфортный офис в новом контексте — это разнообразные зоны, по которым можно перемещаться в зависимости от решаемых в настоящий момент задач, это эргономичная мебель, хорошая акустика, интерьерные решения, исполненные в нейтральных цветах, приобретающие неповторимость за счет дизайнерских акцентов. Все большее влияние, кстати, приобретает экологический аспект. Согласно опросу PWC Survey: Millenials at work, 86% представителей поколения Y готово поменять компанию, если текущий работодатель недостаточно серьезно относится к окружающей среде.

4. Гибкость как added value. Новое поколение ждет от работодателей гибкости. Это относится и к рабочему процессу (возможность иногда работать удаленно, выбирать рабочие часы, брать day-off c возможностью отработать его в удобное время), и к физическому пространству (возможность работать из разных офисных зон, иметь доступ к актуальным технологиям, расширяющим профессиональные возможности сотрудников). Гибкость может означать и отсутствие персонального рабочего места даже у тех сотрудников, которые по долгу службы большую часть времени проводят в офисе. Необходимость каждый день работать за новой рабочей станцией, в другом окружении, приводит к установлению более прочных и надежных связей в коллективе. По данным исследования Staples Workplace Survey, в Америке 71% респондентов считают, что подобный подход усиливает их связи с коллегами и работодателем.

Классическим примером гибкого подхода к выполнению своих рабочих задач становятся коворкинги — площадки, сочетающие в себе эффективность, экономию и комфорт. Многие компании переводят целые проектные группы для работы в коворкингах, любят этот формат фрилансеры и самозанятые специалисты. В Америке сегодня примерно 14,6 млн сотрудников работают из таких мест, и это число будет расти. В Европе, по данным Международной организации труда, численность сотрудников, работающих в коворкингах, приближается к четверти. Согласно Harvard Business Review, люди, трудящиеся в подобных пространствах, оценивают свою рабочую атмосферу выше, чем те, кто работает в традиционных офисах, ссылаясь на такие преимущества, как большая вовлеченность в рабочий процесс, больший контроль над своими обязанностями и при этом высокий уровень социализации.

5. Позаботьтесь о сотрудниках, и они позаботятся о вас. Само собой, ожидания сотрудников от своих работодателей не ограничиваются комфортом рабочего пространства. Поскольку в корпоративной жизни частенько нарушается баланс работы и личной жизни (разумеется, не в пользу последней), сотрудники взамен ожидают от работодателей самой искренней и неподдельной заботы об их здоровье и благополучии. Согласно все тому же исследованию Staples Workplace Survey, 80% респондентов считают, что их работодатели несут прямую ответственность за их умственное и физическое здоровье. При этом многие работодатели не справлялись с возложенными на них ожиданиями: «стрессовые ситуации на работе» чаще других назывались среди факторов, влияющих на рабочую продуктивность. Согласно исследованию HAYS Motivation&Job Satisfaction Report, среди ключевых нематериальных факторов демотивации у нас называются стрессы, связанные с корпоративными конфликтами (47% всех опрошенных респондентов), отсутствие возможности соблюдать life&work balance (35%), публичная критика/выговоры (30%). Очевидно, что компании, способные на деле продемонстрировать сотрудникам свою заботу, с большей вероятностью выиграют конкурентную борьбу за ценные кадры. А как именно нужно демонстрировать эту заботу — через абонемент в фитнес-клуб, медицинскую страховку с полным покрытием или персональное рабочее место, — работодателю предстоит выяснить. Уверена, в будущем компании будут предлагать персонифицированное социальное обеспечение своим сотрудникам, а не соцпакет «по умолчанию».

Уже сегодня многие компании задумываются о радикальном пересмотре своей корпоративной политики — согласно последним трендам рынка труда и потребностям нового поколения. Они станут и причиной масштабных интерьерных изменений: без гибкости планировочных, мебельных и технологических решений будет все труднее идти в ногу со временем. Самое важное, что потребует от работодателей новый контекст, — это настроить работу компании таким образом, чтобы независимо от формата и специфики работы сотрудники могли эффективно работать — удаленно ли, в коворкинге или из зарубежного филиала. Впрочем, инструментов для этого более чем достаточно. И первый из них — доверие. Исследования показывают, что люди работают более продуктивно и вовлеченно, если им доверяют. И, напротив, прямо в офисе раскладывают онлайн-пасьянс, если чувствуют чрезмерный уровень контроля.