Пандемия: какие изменения уже произошли, а какие только намечаются в индустрии спорта

  • 23 июня 2020, 14:42
  • 465

Поэтапная отмена карантинных ограничений возвращает к жизни профессиональный спорт. Многие футбольные чемпионаты доигрывают при пустых трибунах, UFC проводит турниры без зрителей, US Open намерен сократить турнирную сетку, а «Формула-1» распланировала провести 8 Гран-при за два месяца. Спортивные организации перекраивают календари и меняют формат соревнований, адаптируясь к эпидемиологическим обстоятельствам 2020 года. Но ситуативными мерами дело не ограничится — из-за пандемии спортивную индустрию, вероятно, ждут глобальные перемены.

Структурная реформа в теннисе

В разгар пандемии самый влиятельный и богатый теннисист мира Роджер Федерер заговорил об объединении мужского и женского тенниса. И речь не про микст, который уже больше 100 лет входит в расписание турниров Большого шлема и Олимпийских игр. «Я говорю о слиянии двух руководящих теннисных организаций — ATP [мужской теннис] и WTA [женский]», — уточнил Федерер.

Обе ассоциации образовались в начале 70-х годов XX века. Тогда теннисисты зарабатывали в 12 раз больше теннисисток. За 40 лет женщины добились финансового равенства на турнирах Большого шлема. В 2007 году Уимблдон последним выровнял призовые — Роджер Федерер и Винус Уильямс получили по £700 000. Однако в целом женщины до сих пор зарабатывают на турнирах ощутимо меньше мужчин. За 2019 год сумма призового фонда всех турниров WTA (54 турнира, без учета Большого шлема) составила $84,4 млн. В том же году мужчины разделили между собой $139,2 млн на 63 турнирах. Так, в Цинциннати победитель среди женщин Мэдисон Киз получила $545 500, а Даниил Медведев, выигравший мужскую сетку, заработал в два раза больше — $1,1 млн.

WTA старается удовлетворить финансовые запросы спортсменок. К примеру, призовой фонд женского финального турнира 2019 года составил $14 млн (у мужчин — $9 млн), а его чемпионка Эшли Барти получила рекордную единовременную сумму — $4,42 млн.

Однако зрительская аудитория мужского тенниса больше. Так, в день женского финала Уимблдона 2019-го, где играла Серена Уильямс, канал ESPN насчитал 1,2 млн зрителей, а в день мужского, где в пяти сетах сражались Роджер Федерер и Новак Джокович, — 3,3 млн. Мужской теннис привлекательнее для вещателей,  а значит и для спонсоров — вполне логично, что мужчины зарабатывают больше.

Тема объединения ATP и WTA обсуждается не впервые, но пандемия снова сделала ее актуальной. «Кризис и проблемы иногда могут означать новые возможности», — так руководитель WTA Стив Саймон высказался о слиянии ради «правильного бизнеса». Исполнительный председатель ATP Андреа Гауденци тоже говорит об экономической выгоде объединения: «Сейчас мы конкурируем за фанатов, партнеров, спонсоров, трансляции, а объединение позволит нам объединить активы». 

Однако если женщины продолжат настаивать на равенстве призовых, то после объединения доходы мужчин могут сократиться. И это, конечно, не всем нравится. 25-летний австралиец Ник Кирьос (№40 ATP) высказался против: «Кто-нибудь спросил игроков ATP? Мы не должны сливаться». Безусловно, вопрос объединения двух крупных организаций требует тщательной проработки, но сложная экономическая ситуация может ускорить принятие решения без согласования с игроками.

Финансовая реформа в «Формуле-1»

Пандемия прервала многие соревнования на середине/финише сезона, а вот «Формула-1» просто не смогла стартовать. На первом гран-при в Австралии представитель McLaren сдал положительный тест на коронавирус, из-за чего команда была вынуждена отказаться от участия в гонке. За ней последовали коллеги из Ferrari, Renault и Alfa Romeo — в итоге этап был отменен, а следом остановлен и чемпионат.

Но в июле «Формула-1» планирует возобновить гонки — без зрителей. Конечно, на 22 изначально запланированных этапа уже никто не рассчитывает. Пока боссы «Ф-1» объявили расписание лишь на 8 гонок — именно столько нужно, чтобы признать чемпионат состоявшимся. Но есть надежда провести 15–18 стартов. Это позволит «Ф-1» заработать хотя бы половину от прошлогодних доходов в $2 млрд. Восемь гонок принесут лишь $530 млн, что критически скажется как на самом чемпионате, так и на командах, которые не получат призовые.

Чтобы сократить расходы команд и организаторов на переезды, в календаре появились сдвоенные этапы — по две гонки подряд примут Великобритания и Австрия. В нынешней ситуации важна любая экономия.  

Кроме того, пандемия заставила руководство «Ф-1» скорректировать стратегию развития серии. Так, с 2021-го на год вперед отодвинули принятие нового технического регламента: большинство команд сейчас просто не потянет расходы на разработку новых машин. «Нам нужны новые болиды, чтобы уравнять шансы. И в сезоне-2022 они обязательно будут. Но сейчас по просьбе команд необходимо оставить прежние машины», — заявил Росс Браун, управляющий и технический директор «Формулы-1».Тем временем для поддержки небогатых команд «Ф-1» уже в следующем сезоне введет лимит расходного бюджета — не больше $175 млн в год. Раньше команды-гиганты могли потратить свыше $400 млн. Кроме того, обсуждается дальнейшее снижение затрат до $130 млн. При этом в Ferrari, к примеру, считают, что столь жесткие ограничения приведут к серьезному сокращению штата сотрудников.

Локализация соревнований в UFC и не только

Смешанные единоборства быстрее других видов спорта вернулись к соревновательной практике в условиях карантина. В начале мая босс UFC Дэйна Уайт устроил неделю боев во Флориде: первый же турнир собрал на ESPN среднюю аудиторию в 1,15 млн зрителей, хотя среди участников не было ни Хабиба, ни Макгрегора.

На вопрос о безопасности Дэна Уайт высказался в типичной для себя острой манере: «Если эта штука [COVID 19] настолько смертельна, она нас поймает, где бы мы ни прятались или что бы мы ни делали». А чуть позже добавил: «Коронавирус не заставил нас беспокоиться о безопасности. Мы занимаемся ею уже 20 лет». 

И все же именно по соображениям безопасности, а также в целях сокращения расходов, UFC стал проводить по несколько событий подряд в одном месте: первые три «карантинных» турнира прошли в Джексонвилле, следующая серия — в Лас-Вегасе. Кроме того, Дэна Уайт объявил, что UFC на частном острове создает инфраструктуру для проведения регулярных турниров: «Мы будем использовать его до тех пор, пока мир снова не станет нормальным. Нам необходимо место, куда люди [бойцы и их команда] могут легко прилетать, не нуждаясь в куче виз и волоките».

Первые бои на Fight Island в Абу-Даби назначены на 11-25 июля. UFC рассчитывает на солидную прибыль от трансляций и спонсоров, но пока Дэна Уайт заявляет лишь о «чертовски» больших вложениях. 

Примеру UFC последовали в НБА и НХЛ. Рестарт американского баскетбола намечен на 31 июля: оставшиеся матчи пройдут на территории самого крупного в мире Диснейленда, в Орландо. Там 22 команды из 29 (руководство продумало новый формат, чтобы определить сетку плей-офф) будут жить, тренироваться и играть. Выбор места объясняет не только большая площадь и развитая инфраструктура парка. Основной вещатель НБА — группа ESPN, которая входит в группу The Walt Disney Company. По планам руководства НБА сезон 2019/20 завершится 12 октября, а уже 1 декабря начнется новый, то есть обычный перерыв в четыре месяца сократится до полутора.

Хоккеисты начнут плей-офф НХЛ в конце июля, разместившись в двух городах (лига все еще выбирает, где именно) по 12 команд западной и восточной конференций.

Сокращение зарплат — везде

Пожалуй, главным последствием пандемии для спорта станет общее падение доходов. В 2018 году индустрию оценивали в $489 млрд, фиксируя стабильный рост. Однако коронавирус затронул все сферы бизнеса, куда вовлечен массовый покупатель. Возвращение к соревнованиям, конечно, поможет клубам и лигам выжить. Но в перспективе спортивные организации ожидает значительное сокращение доходов — по причине отсутствия зрителей, а также осторожности спонсоров и вещателей, которые впредь будут стараться избегать долгосрочных сделок.

Финансовые последствия коснутся и спортсменов. Во многих футбольных чемпионатах игроки уже согласились на пересмотр условий контрактов. Так, футболисты и тренерский штаб итальянской «Ромы» отказались от зарплаты на 4 месяца, чтобы поддержать свой клуб и избежать его разорения.

Доходы хоккеистов НХЛ точно снизятся за счет увеличения эскроу — налога, который игроки выплачивают в резервный фонд лиги, чтобы доходы спортсменов и владельцев команд оставались равными. До эпидемии эскроу балансировал в районе 10–14%, однако длительная пауза, сокращение календаря и отсутствие зрителей на трибунах снижают заработки клубов. А значит, «налог» для игроков может вырасти до 28% с последующей стабилизацией на 20%.

Игроки главной лиги бейсбола (MLB), которая в 2019 году заработала $10,7 млрд, тоже ожидают весомого сокращения зарплат. Все будет зависеть от количества игр (старт чемпионата перенесен с 26 марта на неопределенный срок). На данный момент обсуждаются схемы с 50 матчами (вместо 162) с зарплатами в 30% от обычных, или 114 игр с выплатой 70% денег.

Президент ФИФА Джанни Инфантино заявил, что ситуация с коронавирусом должна научить футбольный мир более рачительной экономике: «Мы уже начали обсуждение предложений: от введения потолка зарплат до ограничения трансферных сумм и создания резервного фонда, куда будут собираться деньги на случай трудных времен, как сейчас».