Доктор Фрейд для бизнеса: нужен ли психолог для сотрудников?

  • 13 февр. 2018, 11:17
  • 896

Новость о боте-психологе от Facebook взволновала мир. Крупнейшая социальная сеть обеспечила англоговорящих пользователей успокаивающим роботом, с которым можно чатиться по платной подписке.

Бот анализирует настроение пользователей и подстраивается под каждого при общении, подбирая уникальный интересный контент и подходящие под текущую ситуацию фразы. Перед запуском бота было проведено его контрольное тестированиена группе студентов, у которых в течение пары недель использования электронного психолога снизились тревожность и депрессивность.

Мы спросили в одном из HR-чатов в Telegram, что думают о нововведении от Facebook специалисты в области управления персоналом. Пошутив, что в России был бы более востребован бот-собутыльник, коллеги плавно вывели дискуссию в обсуждение необходимости штатных психологов для сотрудников компаний. Digital-решения в этой сфере, конечно, интересны, но прежде чем масштабировать такую сложную услугу, как психологическая помощь, важно для начала понять, насколько востребованной она является в рамках компании в принципе.

Кому психолога?

Мнения HR-специалистов о психологах для сотрудников разделились. Кто-то посчитал, что психолог мог бы помочь отмониторить токсичные настроения в коллективе, а кто-то не уверен в пользе психологической помощи для бизнеса. Для сотрудников, возможно, это хорошо в личностном плане, но вдруг их решения после консультаций будут не полезны для организации?

В некоторых компаниях сотрудники за неимением специалистов помогающих профессий приходят плакаться о своих личных проблемах в HR-департамент, поэтому психолог там был бы очень кстати. В ряде компаний психолог включен в соцпакет, но в малых дозах — буквально пара консультаций, продолжить можно за свой счет.

Интересно, что в учебниках по организационной психологии можно найти много информации о пользе психолога в штате компании, а ряд порталов для HR пишет о том, что психолог внутри организации — это обычное дело наравне с бухгалтером или юристом.

На практике в бизнесе картина совершенно иная: люди с психологическим образованием работают в штате, но не в качестве психологов. А сотрудники внутри компании обсуждают друг с другом свои личные проблемы во время перекуров, обеда и в рабочее время. Сложно отследить, как именно подобные отношения между работниками, переходящие грань деловых, влияют на бизнес.

Психолог помогает людям отделять мух от котлет, но культура регулярного посещения психологов еще только зарождается в России.

Забота о психике сотрудников

В компании «Делойт» у сотрудников есть возможность регулярно посещать психолога и решать свои личные трудности. Идея пригласить такого специалиста возникла три года назад в процессе разработки и внедрения программы Wellbeing at Deloitte. Программа направлена не только на поддержание физического, но и ментального здоровья сотрудников. Чуть позже было определено три основных направления программы: Body, Mind, Purpose. Непосредственное решение о приглашении психолога в офис было принято в сентябре 2017 года и является частью направления Mind. Внедрение было поддержано руководством компании.

Анастасия Зенцева, руководитель направления по компенсациям и льготам компании «Делойт», СНГ, объясняет важность этого проекта в контексте заботы о сотрудниках и о бизнесе в целом: «Для нас крайне важна забота о здоровье сотрудника, так как деятельность компании «Делойт» — консалтинговый бизнес, требующий постоянной максимальной интеллектуальной отдачи. Микроклимат в большом коллективе в значительной мере зависит от психологического состояния сотрудников. Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что более 30% работников подвергаются эмоциональному выгоранию, что в свою очередь сказывается на качестве их работы. Более того, необходимо учитывать, что на состояние человека влияют не только отношения внутри коллектива, но и обстоятельства личной жизни».

Для реализации проекта компания «Делойт» обратилась за помощью и советом к своему страховому брокеру, который помог с выбором клиники-провайдера и специалиста. И консультации психолога в офисе являются частью страхового полиса в Москве. «Мы определяем фокусы работы психолога, — поясняет Анастасия. — Целью всего проекта Wellbeing at Deloitte является помощь и поддержка. Когда сотрудник приходит в офис и у него много нерешенных семейных вопросов, работать продуктивно ему становится сложно, а тем более показывать высокие результаты, которые компания от него ждет».

Интерес со стороны сотрудников к нововведению был изначально, им хотелось попробовать. Команда «Делойт» не встретила негативного отклика или сопротивления. «Было впечатление, что уровень осознанности и понимания уже позволяет нам безболезненно запускать подобные инициативы», — делится Анастасия.

Каждый сотрудник московского офиса может прийти на консультацию к психологу в течение дня в рабочее время. Специалист принимает прямо в офисе, продолжительность сеанса составляет около 50 минут. Так как численность штата компании большая (более 1600 человек), было принято решение о введении квоты: 10 сеансов в год для каждого. Интерес к такого рода услуге есть, он стабилен. Со стороны компании с психологом поддерживается обратная связь в формате коротких встреч раз в месяц. Ввиду конфиденциальности компания видит только количество сотрудников, посетивших сессии.

Анастасия Зенцева считает, что общие выводы по введению инициативы делать еще рано: «Пока можно сказать, что улыбающихся людей в офисе стало больше. Но мы, безусловно, рекомендуем компаниям последовать нашему опыту взаимодействия как с психологом, так и с внедрением программы Wellbeing. На наш взгляд, крайне важно разрабатывать инструменты для поддержания здоровья сотрудников».

Волшебная таблетка

С другой стороны, приглашение психолога для сотрудников может лишь прикрыть реально существующие проблемы бизнеса вместо того, чтобы принести какие-либо позитивные результаты.

Екатерина Сиротина, организационный консультант и коуч, основатель HR-агентства «Эйчарити», поделилась своей точкой зрения: «По моей оценке, мысли о найме психолога в штат — это поиск волшебной пилюли, которая поможет справиться с низким уровнем межличностной компетенции руководителя и сотрудников HR-подразделения. За психологический климат внутри подразделения ответственен в первую очередь сам руководитель, и, если он не справляется с данной функцией, стоит задать вопрос: а свое ли место занимает данный сотрудник?»

По мнению Екатерины, в России исторически сложилось так, что карьерно растут успешные в профессии люди. И, принимая решение о повышении, вышестоящее руководство редко задумывается о наличии развитого эмоционального интеллекта. На деле же оценка данной компетенции поможет обозначить путь развития руководителя, ведь все качества при желании и усердии можно и нужно развивать.

«Что касается наличия психолога как услуги для сотрудников, то она может быть востребованной, но в какую цену это встанет для бизнеса? Возможность обратиться к психологу может привести к подходу «солдат спит, служба идет», — считает Екатерина Сиротина. — К тому же институт организационной психологии на данный момент в России отсутствует, студентов учат по книгам классической психологии, которая направлена на индивидуальное консультирование. И чтобы начать практику, у нас необязательно проходить личную терапию: можно окончить вуз и считать себя лекарем человеческих душ, имея кучу личных проблем. Я думаю, такой «специалист» может нанести непоправимый вред. А чтобы понимать психологию групп, нужно не только разбираться в психологии, но и очень хорошо знать, как на практике функционирует бизнес. Я не встречала таких психологов».

И действительно, на данный момент в России нет лицензирования психологической помощи, регламентирующего работу таких специалистов. Если на Западе практикующие психологи обязаны регулярно проходить личную терапию и супервизию (вынесение случаев из практики на обсуждение с более опытным специалистом), иначе могут лишиться лицензии, то в российских реалиях действительно трудно отыскать психологов, которые могут подтвердить свою квалификацию не только дипломом из вуза, но и степенью личной проработанности. Поэтому хорошие специалисты передаются из уст в уста, и их услуги стоят довольно дорого.

«Я считаю, что хорошим показателем заботы о сотрудниках будет оплата психолога (а еще лучше психотерапевта) в действительно сложных кризисных ситуациях, — говорит Екатерина. — Это может быть потеря родных, развод, какие-то серьезные личные потери. Вот это сможет повысить рейтинг компании как работодателя и оказать действительно нужную помощь».

А необдуманное введение психологической помощи и вовсе может привести к серьезным рискам для компании. «Риск первый — возможность саботажа со стороны сотрудников. Наличие психолога в штате и требовательного руководителя — это игра в доброго и злого полицейского. С одной стороны — босс, который требует, настаивает, который «про результат». С другой стороны — человек, для которого важны ваши проблемы, который выслушает и постарается помочь. В итоге жесткий босс окажется в глазах сотрудника беспредельщиком, и начнется неосознанный саботаж, — рассуждает Екатерина Сиротина. — Риск второй — ухудшение психологического состояния сотрудников. Сами знаете, половина наших проблем накрученные и яйца выеденного не стоят. Психолог будет отрабатывать свой хлеб и глубоко ковырять причины, вместо того чтобы подсказать простые решения. В итоге нарастает такой снежный ком проблем, что сотрудник, до этого впадавший раз в месяц в легкую меланхолию, становится недееспособным».

Время покажет

На сегодняшний день довольно плотно укомплектован психологами только штат МВД, где сформирована целая система психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников, состоящая из разных подразделений. Так как сотрудники МВД действительно порой работают в экстремальных условиях, им жизненно необходима психологическая подготовка обученными специалистами, а также экстренная психологическая помощь им и их семьям в случае непредвиденных ситуаций.

Что касается других государственных структур, то даже не в каждой школе работает специалист-психолог, в задачи которого входит не только работа с учениками и их родителями, но и с педагогическим коллективом.

В бизнесе психологи пока что больше востребованы как специалисты по оценке персонала. Возможно, рынок продиктует новые правила, при которых сотрудникам важно будет получать психологическую помощь, и будут конкретные результаты от бизнеса по таким нововведениям, на которые можно будет опереться. Время покажет.