В Молдове очень редки случаи оформления отпуска по отцовству

  • 9 iul. 2020, 12:12
  • 774

В нашем обществе забота о детях, как правило, ложится на плечи матери. По утверж­дениям экспертов, это стерео­тип, как и то, что место жен­щины на кухне и ее удел – уход за детьми. Чтобы отцы актив­нее участвовали в воспита­нии детей, в 2016 году в Трудо­вом кодексе появилось новое понятие – отпуск по отцовству.

Таким образом, у обоих роди­телей есть возможность оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Но и так, число отцов, оформляю­щих отпуск по уходу за ребенком, достаточно низкое по сравне­нию с некоторыми европейскими странами. По данным Националь­ной кассы социального страхова­ния (НКСС), в прошлом году около восьми тысяч мужчин получали пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего воз­раста. К ним относится и кишине­вец Ион Врабие.

Два года тому назад в семье Врабие родился второй ребенок – сын Михай. Ирина работала в частной компании. Если бы она ушла в отпуск по уходу за ребен­ком, то могла бы потерять работу, которая, кстати говоря, была довольно выгодной.

«Начальник, разумеется, мне ничего не сказал. Он намере­вался найти мне замену. Я же не хотела терять эту работу, так как мне нравилось то, чем я занима­лась, к тому же и зарплата была отличная. Мы обсудили этот вопрос с мужем и пришли к выводу, что будет лучше, если он оформит отпуск по уходу за ребенком, а я продолжу трудиться. Муж полу­чал гораздо меньше, чем я, а еще он ничем не рисковал, если бы потерял работу», — поведала нам Ирина.

Сразу после появления малыша на свет Ирина ушла в ежегодный оплачиваемый отпуск, а потом вернулась на работу. Муж остался дома с двумя детьми. «Пока убе­дилась, что все дома нормально, очень сильно переживала. Именно из этих соображений мы сняли квартиру ближе к моей работе. Так я могла сбегать домой в обе­денный перерыв или быть побли­зости, случись что», — вспоминает наша собеседница.

Ион Врабие признался, что когда он сказал сослуживцам, что ему придется оформить отпуск по уходу за ребенком, те как-то странно посмотрели на него, хотя ему самому это не показалось чем-то из ряда вон выходящим. «Коллеги заулыбались, видно было, что они меня не понимают. Я не стал обращать на это внима­ние, ведь семья для меня важнее всего остального. Я не жалуюсь, хотя мне и было нелегко», — гово­рит Ион.

Стереотипы и предрассудки

Хотя за последнее десятилетие восприятие традиционных ген­дерных ролей в семье претер­пело некоторые изменения, тем не менее, бытует еще немало сте­реотипов и предрассудков. Опрос, проведенный в 2019 году Центром «Партнерство во имя разви­тия» (ЦПР), показал, что, по мне­нию 73% респондентов, долг муж­чины приносить деньги в семью, при этом почти 62% считают, что женщине надлежит заниматься домашней работой.

«В обществе, где ожидают, что мать будет заботиться о ребенке, а отец будет содержать семью и строить карьеру, стереотипы и предрассудки относительно ген­дерных ролей будут сохраняться еще долго», — отметила специа­лист по связям с общественностью и advocacy ЦПР Алина Андронаке.

Положительный пример североевропейских стран

Ни в одной стране на этот счет не существует полного равенства. По данным, предоставленным ЦПР, в Швеции наиболее высокий уровень использования отпуска по уходу за ребенком отцами – 44%, а матери оформляют отпуск по уходу за ребенком в 56% слу­чаев. В Исландии родителям пре­доставляют 39 недель отпуска по уходу за ребенком, при этом 13 из них рассчитаны исключи­тельно для отца, а 13 — исключи­тельно для матери, тогда как остав­шиеся недели родители могут раз­делить между собой. В Норве­гии отпуск по уходу за ребенком предоставляется в зависимости от выбранной схемы оплаты на 46 или 56 недель.