Несмотря на то, что до парламентских каникул, которые традиционно начинаются 1 августа, осталось меньше месяца, на этой неделе заседание законодательного органа созвано не было. Депутаты активно работали в комиссиях и обсуждали проекты, которые будут вынесены на суд пленума до конца текущей сессии.
Так, 3 июля парламентская комиссия по экономике, бюджету и финансам одобрила проект внесения изменений и дополнений в Закон о государственном предприятии и муниципальном предприятии, разработанный двумя представителями фракции PAS Думитру Алайбэ и Серджиу Литвиненко, сообщает logos.press.md.
По словам депутата Алайбэ, инициатива направлена на повышение прозрачности данных о деятельности ГП и МП. Тем более, что данный аспект был одним из обязательных условий выделения Молдове макроэкономической помощи ЕС.
Авторы считают, что руководители ряда госкомпаний и муниципальных предприятий отказываются обнародовать информацию определенного характера, ссылаясь на коммерческую тайну. При этом, уверены они, субъекты с долей государства или местных властей должны быть более открыты, прозрачны, «нежели какие-то рядовые ООО». И обязаны размещать на интернет-ресурсах учредителя устав предприятия, внутренние положения, годовой отчет о деятельности, а также заключения аудиторов (которые станут обязательными).
Также предложено обязать ГП и МП осуществлять процедуры закупки товаров, работ и услуг для производственных нужд и обеспечения материально-технической базы через систему госзакупок.
Помимо этого, авторы пересмотрели и содержание ст. 16 «Понятие сделки с конфликтом интересов» отраслевого закона. В действующей редакции один из пунктов данной статьи предусматривает, что «стоимость сделки/взаимосвязанных сделок или имущества, являющегося предметом сделки/сделок, превышает 1% стоимости чистых активов предприятия согласно последней финансовой отчетности или превышает 400 000 леев».
По словам Думитру Алайбэ, это слишком высокий порог, и предлагает снизить его до 10 тыс. леев. Но не исключено, что впоследствии он будет вообще аннулирован с тем, чтобы исключить любой конфликт интересов.
Другое предложение проекта касается раскрытия информации о размере заработной платы руководства государственных и муниципальных предприятий – директоров, их заместителей, а также членов админсоветов. Соответствующие данные, как считают депутаты, должны быть включены в годовой отчет компаний.
Данные инициативы, как было уточнено, еще предстоит обсудить в рамках публичных дебатов, в том числе с донорами, инвесторами, представителями гражданского общества.
Председатель комиссии Игорь Мунтяну согласился с тем, что предложенный проект является очень важным и, в определенной степени, способен решить проблемы с прозрачностью деятельности ГП и МП, улучшить корпоративное управление государственным и муниципальным имуществом. Но, в то же время, считает он, нужно серьезно проанализировать, не усложнят ли предложения условия деятельности компаний. Ведь введение того же обязательного аудита для всех субъектов (в настоящее время его проводят порядка 3% ГП и МП), сопряжено с серьезными финансовыми затратами, которые для многих может стать дополнительной нагрузкой. Поэтому, заверил он, проект будет дополнительно обсужден с заинтересованными лицами.
Члены комиссии обратили внимание и на то, что в законе должно быть предусмотрено, какие именно товары и услуги обязано приобретать ГП или МП посредством госзакупок. Потому что, как отметил демократ Владимир Чеботарь, далеко не все может быть приобретено посредством тендеров. Например, те же бензин и дизтопливо. Так что тут тоже нельзя применять единый подход и безоговорочно вводить данное требование. Комиссия согласилась выдвинуть проект на рассмотрение парламента, но с его обязательным обсуждением в рамках публичных слушаний.
На этапе обсуждений в парламенте находится несколько проектов изменений и поправок к Налоговому кодексу. Один из них был зарегистрирован в качестве законодательной инициативы депутатом фракции платформы DA Игорем Мунтяну и предусматривает внесение ожидаемых многими экономическими субъектами, в частности теми, кто задействован в госзакупках, изменений в ст. 117 НК «Налоговая накладная».
В прошлом году данная статья была дополнена пунктом (13), в соответствии с которым, «с 1 июля 2019 г. при осуществлении облагаемой поставки в рамках государственных закупок на территории страны субъект налогообложения обязан представить покупателю (получателю) электронную налоговую накладную (e-фактуру) на данную поставку. Положения настоящей части не применяются к поставкам электрической и тепловой энергии, природного газа, к услугам электросвязи и коммунальным услугам». День Х наступил, и экономические субъекты-поставщики, а также бенефициары столкнулись с довольно серьезными проблемами.
В соответствии с Законом об электронной подписи и электронном документе, процесс документирования поставок в рамках госзакупок предполагает создание, структурирование, обработку, хранение и/или передачу с помощью компьютера или других электронных устройств, подписанных электронной подписью налоговых фактур в электронном формате. При этом, как сказано в пояснительной записке к депутатской инициативе, соответствующее требование действует исключительно для госзакупок таких бенефициаров, как дошкольные и школьные учебные заведения, а также медико-санитарных учреждений.
В то же время, документирование этих транзакций через заполнение налоговых фактур в электронном формате не учитывает специфику поставки продуктов питания с ограниченным сроком хранения (молочная продукция, мясо, колбасные изделия и пр.), микробиологические характеристики, вопросы логистики, условия транспортировки и т.д. В этом случае также не было учтено, что сортировка, погрузка, доставка продуктов питания в детсады, школы, больницы осуществляется рано утром с тем, чтобы обеспечить их отгрузку к 7-8 часам. А в условиях действующей редакции ст. 117 НК, заполнение налоговой накладной в электронном формате (в день поставки) обуславливает задержки с отгрузкой, прежде всего, скоропортящихся продуктов, так как экспорт фактур из бухгалтерских систем поставщика в информационную систему Е-factura требует дополнительных временных затрат.
Нужно отметить, что, начиная с 1 мая 2019 г. в обращение было введено Товарно-сопроводительное уведомление, которое поставщик вправе издавать при перевозке товаров. В этом случае, поставщик выдает налоговую накладную на основании ранее изданных уведомлений до окончания налогового периода, в котором издал соответствующий документ. На его основании экономические субъекты и поставляют с начала месяца продукты в рамках госзакупок.
Судя по всему, в адрес автора инициативы поступило не одно обращение от поставщиков, которые не успели привести свои системы в соответствие с новыми требованиями. Поэтому Игорь Мунтяну предлагает перенести дату обязательного использования электронной налоговой накладной в области госзакупок с 1 июля текущего года на 1 июля 2020.
Скорее всего, уже в ходе следующего заседания парламента будет рассмотрен другой проект поправок к НК, а также в антитабачное законодательство, которые направлены на создание условий для регламентирования нового поколения табачных изделий, которые не горят, а нагреваются. Речь идет о технологии heat-not-burn, используемой в устройствах для нагревания табака Glo, выведенного на рынок табачной корпорацией British American Tobacco и IQOS от Philip Morris International.
Авторы инициативы предлагают, чтобы сигареты (стики), используемые для нагревания табака, были включены в категорию подакцизных товаров, наряду с сигаретами с фильтром и без фильтра, сигаретами и сигариллами, курительным табаком. И, соответственно, применялся тот же порядок исчисления и такая же ставка акцизов, что и для сигарет. На данном этапе она составляет 540 леев + 13%, но не менее 700 леев за 1 тыс. штук.
По официальным данным, в настоящее время акциз на сигаретные стики для устройств heat-not-burn составляет 0,87 леев за пачку. Это в 11 раз меньше, чем акциз на одну пачку обычных сигарет. Авторы подсчитали, что применение единого акциза обеспечит дополнительные доходы в бюджет в размере как минимум 8,7 леев с одной пачки стиков. По данным Таможенной службы, в прошлом году в Молдову было импортировано 37,8 млн стиков. Получается, что потери бюджета составили около 16,4 млн леев. Предложено, чтобы новые правила применялись с 1 января 2020 г.
Обосновывая инициативу, депутаты привели в пример Украину и Грузию, где акциз на стики в разы выше. При этом они не учли ситуацию в странах ЕС, где ставки акциза на них в несколько раз ниже, чем на обычные сигареты. Поэтому есть основания полагать, что к окончательному чтению размер акциза на стики претерпит определенные изменения.
Несмотря на то, что до парламентских каникул, которые традиционно начинаются 1 августа, осталось меньше месяца, на этой неделе заседание законодательного органа созвано не было. Депутаты активно работали в комиссиях и обсуждали проекты, которые будут вынесены на суд пленума до конца текущей сессии.
Так, 3 июля парламентская комиссия по экономике, бюджету и финансам одобрила проект внесения изменений и дополнений в Закон о государственном предприятии и муниципальном предприятии, разработанный двумя представителями фракции PAS Думитру Алайбэ и Серджиу Литвиненко, сообщает logos.press.md.
По словам депутата Алайбэ, инициатива направлена на повышение прозрачности данных о деятельности ГП и МП. Тем более, что данный аспект был одним из обязательных условий выделения Молдове макроэкономической помощи ЕС.
Авторы считают, что руководители ряда госкомпаний и муниципальных предприятий отказываются обнародовать информацию определенного характера, ссылаясь на коммерческую тайну. При этом, уверены они, субъекты с долей государства или местных властей должны быть более открыты, прозрачны, «нежели какие-то рядовые ООО». И обязаны размещать на интернет-ресурсах учредителя устав предприятия, внутренние положения, годовой отчет о деятельности, а также заключения аудиторов (которые станут обязательными).
Также предложено обязать ГП и МП осуществлять процедуры закупки товаров, работ и услуг для производственных нужд и обеспечения материально-технической базы через систему госзакупок.
Помимо этого, авторы пересмотрели и содержание ст. 16 «Понятие сделки с конфликтом интересов» отраслевого закона. В действующей редакции один из пунктов данной статьи предусматривает, что «стоимость сделки/взаимосвязанных сделок или имущества, являющегося предметом сделки/сделок, превышает 1% стоимости чистых активов предприятия согласно последней финансовой отчетности или превышает 400 000 леев».
По словам Думитру Алайбэ, это слишком высокий порог, и предлагает снизить его до 10 тыс. леев. Но не исключено, что впоследствии он будет вообще аннулирован с тем, чтобы исключить любой конфликт интересов.
Другое предложение проекта касается раскрытия информации о размере заработной платы руководства государственных и муниципальных предприятий – директоров, их заместителей, а также членов админсоветов. Соответствующие данные, как считают депутаты, должны быть включены в годовой отчет компаний.
Данные инициативы, как было уточнено, еще предстоит обсудить в рамках публичных дебатов, в том числе с донорами, инвесторами, представителями гражданского общества.
Председатель комиссии Игорь Мунтяну согласился с тем, что предложенный проект является очень важным и, в определенной степени, способен решить проблемы с прозрачностью деятельности ГП и МП, улучшить корпоративное управление государственным и муниципальным имуществом. Но, в то же время, считает он, нужно серьезно проанализировать, не усложнят ли предложения условия деятельности компаний. Ведь введение того же обязательного аудита для всех субъектов (в настоящее время его проводят порядка 3% ГП и МП), сопряжено с серьезными финансовыми затратами, которые для многих может стать дополнительной нагрузкой. Поэтому, заверил он, проект будет дополнительно обсужден с заинтересованными лицами.
Члены комиссии обратили внимание и на то, что в законе должно быть предусмотрено, какие именно товары и услуги обязано приобретать ГП или МП посредством госзакупок. Потому что, как отметил демократ Владимир Чеботарь, далеко не все может быть приобретено посредством тендеров. Например, те же бензин и дизтопливо. Так что тут тоже нельзя применять единый подход и безоговорочно вводить данное требование. Комиссия согласилась выдвинуть проект на рассмотрение парламента, но с его обязательным обсуждением в рамках публичных слушаний.
На этапе обсуждений в парламенте находится несколько проектов изменений и поправок к Налоговому кодексу. Один из них был зарегистрирован в качестве законодательной инициативы депутатом фракции платформы DA Игорем Мунтяну и предусматривает внесение ожидаемых многими экономическими субъектами, в частности теми, кто задействован в госзакупках, изменений в ст. 117 НК «Налоговая накладная».
В прошлом году данная статья была дополнена пунктом (13), в соответствии с которым, «с 1 июля 2019 г. при осуществлении облагаемой поставки в рамках государственных закупок на территории страны субъект налогообложения обязан представить покупателю (получателю) электронную налоговую накладную (e-фактуру) на данную поставку. Положения настоящей части не применяются к поставкам электрической и тепловой энергии, природного газа, к услугам электросвязи и коммунальным услугам». День Х наступил, и экономические субъекты-поставщики, а также бенефициары столкнулись с довольно серьезными проблемами.
В соответствии с Законом об электронной подписи и электронном документе, процесс документирования поставок в рамках госзакупок предполагает создание, структурирование, обработку, хранение и/или передачу с помощью компьютера или других электронных устройств, подписанных электронной подписью налоговых фактур в электронном формате. При этом, как сказано в пояснительной записке к депутатской инициативе, соответствующее требование действует исключительно для госзакупок таких бенефициаров, как дошкольные и школьные учебные заведения, а также медико-санитарных учреждений.
В то же время, документирование этих транзакций через заполнение налоговых фактур в электронном формате не учитывает специфику поставки продуктов питания с ограниченным сроком хранения (молочная продукция, мясо, колбасные изделия и пр.), микробиологические характеристики, вопросы логистики, условия транспортировки и т.д. В этом случае также не было учтено, что сортировка, погрузка, доставка продуктов питания в детсады, школы, больницы осуществляется рано утром с тем, чтобы обеспечить их отгрузку к 7-8 часам. А в условиях действующей редакции ст. 117 НК, заполнение налоговой накладной в электронном формате (в день поставки) обуславливает задержки с отгрузкой, прежде всего, скоропортящихся продуктов, так как экспорт фактур из бухгалтерских систем поставщика в информационную систему Е-factura требует дополнительных временных затрат.
Нужно отметить, что, начиная с 1 мая 2019 г. в обращение было введено Товарно-сопроводительное уведомление, которое поставщик вправе издавать при перевозке товаров. В этом случае, поставщик выдает налоговую накладную на основании ранее изданных уведомлений до окончания налогового периода, в котором издал соответствующий документ. На его основании экономические субъекты и поставляют с начала месяца продукты в рамках госзакупок.
Судя по всему, в адрес автора инициативы поступило не одно обращение от поставщиков, которые не успели привести свои системы в соответствие с новыми требованиями. Поэтому Игорь Мунтяну предлагает перенести дату обязательного использования электронной налоговой накладной в области госзакупок с 1 июля текущего года на 1 июля 2020.
Скорее всего, уже в ходе следующего заседания парламента будет рассмотрен другой проект поправок к НК, а также в антитабачное законодательство, которые направлены на создание условий для регламентирования нового поколения табачных изделий, которые не горят, а нагреваются. Речь идет о технологии heat-not-burn, используемой в устройствах для нагревания табака Glo, выведенного на рынок табачной корпорацией British American Tobacco и IQOS от Philip Morris International.
Авторы инициативы предлагают, чтобы сигареты (стики), используемые для нагревания табака, были включены в категорию подакцизных товаров, наряду с сигаретами с фильтром и без фильтра, сигаретами и сигариллами, курительным табаком. И, соответственно, применялся тот же порядок исчисления и такая же ставка акцизов, что и для сигарет. На данном этапе она составляет 540 леев + 13%, но не менее 700 леев за 1 тыс. штук.
По официальным данным, в настоящее время акциз на сигаретные стики для устройств heat-not-burn составляет 0,87 леев за пачку. Это в 11 раз меньше, чем акциз на одну пачку обычных сигарет. Авторы подсчитали, что применение единого акциза обеспечит дополнительные доходы в бюджет в размере как минимум 8,7 леев с одной пачки стиков. По данным Таможенной службы, в прошлом году в Молдову было импортировано 37,8 млн стиков. Получается, что потери бюджета составили около 16,4 млн леев. Предложено, чтобы новые правила применялись с 1 января 2020 г.
Обосновывая инициативу, депутаты привели в пример Украину и Грузию, где акциз на стики в разы выше. При этом они не учли ситуацию в странах ЕС, где ставки акциза на них в несколько раз ниже, чем на обычные сигареты. Поэтому есть основания полагать, что к окончательному чтению размер акциза на стики претерпит определенные изменения.