Право на Деда Мороза. Можно ли «присвоить» сказочных персонажей как товарный знак

  • 24 dec. 2018, 11:22
  • 556

В канун Нового года многие пишут письма Деду Морозу и вряд ли задумываются о том, что это не только фольклорный персонаж, но и товарный знак, который кому-то принадлежит. Тем временем упоминать Деда Мороза или Бабу-ягу можно далеко не везде, тем более что владельцы товарных знаков порой злоупотребляют своим правом.

Интересный юридический спор разгорелся перед праздниками в Удмуртии. Местного Деда Мороза там называют Тол Бабай, и товарный знак на него зарегистрирован еще в 2012 году. Правообладатель — МАУ «Культурно-туристический центр «Усадьба Тол Бабая» — в декабре 2018 года запретил музею-заповеднику «Лудорвай» использовать образ удмуртского Деда Мороза на новогодних афишах. Местная администрация поддержала владельца товарного знака, объяснив, что этого персонажа можно, например, приглашать на утренники в школы, но нельзя использовать в коммерческих целях. В итоге музею-заповеднику пришлось убрать Тол Бабая с афиш.

Ограниченная сказка

Можно ли «присвоить» себе известного фольклорного персонажа и запретить эксплуатировать его другим коммерческим организациям? С одной стороны, Гражданский кодекс прямо запрещает использовать товарный знак правообладателя без его согласия.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, состоящие только из общеупотребимых понятий для обозначения товаров определенного вида, общепринятых символов, терминов и т. д. Фольклорные персонажи в этот перечень не входят, но это вовсе не означает, что поминать всуе Деда Мороза (Снегурочку, Кащея Бессмертного и т. д.) может только правообладатель.

Дело в том, что товарный знак регистрируется лишь в отношении конкретных товаров и услуг. В случае с удмуртским Тол Бабаем, например, это издание книг, клубы здоровья, культурно-просветительские и развлекательные клубы, организация досуга, организация и проведение мастер-классов, учебных и развлекательных конкурсов, спортивных состязаний, телевизионные передачи, текстовые материалы (кроме рекламных), гостиницы, базы отдыха, кафе. Список большой, но не исчерпывающий.

Если правообладатель имеет право предъявлять претензии в связи с использованием обозначения «Тол Бабай», то только в отношении перечисленных и однородных с ними услуг. То есть разместить персонажа на вывеске кафе или афише развлекательного мероприятия, провести мастер-класс с его участием без разрешения правообладателя нельзя — это будет считаться нарушением исключительного права на товарный знак. А вот запретить выпускать, скажем, конфеты под маркой «Тол Бабай» никто не может.

Неспортивные приемы

Регистрация товарного знака сама по себе не означает, что всем остальным лицам запрещается использовать это обозначение — запрет касается только тех видов товаров и услуг, в отношении которых он выдан. Однако тут возникает вопрос о принципиальной допустимости регистрации в качестве товарного знака наименования фольклорного персонажа. Такого запрета, как было сказано выше, не существует. Более того, в России фольклорные персонажи активно регистрируются в качестве товарных знаков. На сегодняшний день уже существует множество товарных знаков — «Илья Муромец», «Баба Яга», «Колобок», «Дед Мороз», «Курочка Ряба» и т. д.

В то же время, несмотря на принципиальную допустимость регистрации таких товарных знаков, законодатель ограничивает возможность злоупотребления своим правом. Статья 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции» содержит запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на товарный знак. Если сам правообладатель никаким образом не реализует свои права, то есть реально не использует их при оказании услуг, перечисленных в перечне, а только рассылает претензии с требованиями в адрес всех, кто пускает в ход сказочных персонажей, его действия могут быть расценены именно как злоупотребление правом и недобросовестная конкуренция.

К сожалению, подобные методы борьбы за рынок в наше время не редкость, и товарные знаки порой регистрируют именно для того, чтобы осложнить жизнь конкурентам. Федеральная антимонопольная служба ежегодно разбирает десятки таких заявлений. Но нужно помнить, что из-за недобросовестной конкуренции предоставление правовой охраны товарному знаку действительно может быть оспорено и признано недействительным. Так что интересы правообладателей, конечно, соблюдать нужно, но и о своих правах забывать не стоит, чтобы чудеса справедливости случались не только в новогодних сказках, но и в жизни.