К чему приводит уход яркого лидера из компании

  • 26 oct. 2018, 10:05
  • 2 713
  • 2

Думал ли Илон Маск, что короткое сообщение в Twitter через несколько месяцев лишит его места в совете директоров Tesla Motors? И вообще, может ли существовать Tesla без идейного вдохновителя? Маск так долго работал над тем, чтобы компания стала его продолжением, что представить Tesla с другим человеком во главе почти невозможно. Одержимость властью принесла неприятности предпринимателю: комиссия по рынкам и ценным бумагами (SEC) обвинила его в мошенничестве и в судебном порядке потребовала отстранить его от должности. Его сообщения о намерении выкупить акции Tesla с рынка по цене $420 за штуку и преобразовать компанию из публичной в частную привели к скачку стоимости. В результате Маск заработал более $1 млрд, но затем отказался от своего плана и акции снова упали в цене.

Неизвестно, что послужило причиной этой выходки — личностный кризис или желание заработать. В конце концов Маск решил пойти на сделку с комиссией. Два дня назад суд Нью-Йорка вынес приговор, согласно которому предприниматель уволен из компании Tesla и не сможет занимать руководящие должности в ней ближайшие три года.

Бизнес без лидера

Смена менеджмента — всегда стресс для компании, а уход харизматичного лидера пережить еще тяжелее. Акции компании могут потерять в цене, лояльные сотрудники откажутся воспринимать нового лидера, а потребители потеряют интерес. «Там, где «цементом» было личное участие или личное влияние руководителя, скорее всего и пройдут первые «трещины»» — предупреждает Оксана Морсина, управляющий партнер консалтинговой компании RosExpert.

Сотрудники могут воспринять уход харизматичного лидера как личную трагедию, что и произошло в компании «Магнит». После того как основатель и крупнейший акционер Сергей Галицкий продал почти всю свою долю в компании (29,1% акций) ВТБ и ушел с поста генерального директора, проводить его вышел весь центральный офис «Магнита» в Краснодаре. Галицкий, который, кстати, служил в армии, воспитал внутри своей компании армию лояльных, ответственных и дисциплинированных сотрудников. Они были по настоящему преданы основателю. Повлияла на это, в частности, локальная специфика — «Магнит» создавался в Краснодаре и работают в ней по большей части люди из Краснодарского края, которые выросли вместе с компанией. Но у армейского, авторитарного подхода есть и обратная сторона: безынициативность, дефицит гибкости, отсутствие предпринимательского мышления у персонала. Таким сотрудникам трудно приспособиться к новым реалиям. Мало того — они могут им отчаянно сопротивляться.

Маск — жесткий управленец: он вынуждает своих подчиненных работать по 70-80 часов в неделю и ставить корпоративные интересы выше собственных, как, впрочем, делает и он сам. Поэтому некоторые эксперты уверены: его уход может быть положительным фактором, но только в краткосрочной перспективе. «Работать с таким лидером-мессией очень сложно: он постоянно фонтанирует идеями, требует невозможного, желая получить все и сразу. После его ухода все ключевые руководители и линейные сотрудники воспользуются моментом, чтобы насладиться наступившим спокойствием», — говорит Ольга Сабинина, партнер компании «Контакт» (InterSearch Russia).

В 2005 году Джобс признался, что его увольнение было лучшим, что могло случится в тот момент.

Харизматичный лидер Стив Джобс заставлял сотрудников Apple работать на износ. А когда в компании настали непростые времена, — резко сократились продажи, — кажется, совсем потерял над собой контроль и вынудил своих подчиненных пойти на хитрость. Он отдал распоряжение на нераспроданные компьютеры «линейки» Lisa установить эмуляцию Macintosh и продавать на рынке под брендом Macintosh XL. После этого несколько ведущих разработчиков ушли из Apple.

Непростое положение корпорации усугубила борьба за власть, которая велась между Джобсом и советом директоров. В итоге харизматичного лидера уволили, сотрудники выдохнули, дела компании стали налаживаться, — правда, ненадолго. «Со временем ситуация меняется: людям становится скучно, потому что без идейного вдохновителя они не ощущают причастности к чему-то великому, новому, ранее невозможному. Лучшие покинут компанию, средние останутся. В итоге бизнес может потерять позиции, рыночные возможности и сдуться, как воздушный шарик», — предупреждает Ольга Сабинина.

На встрече с выпускниками Стэнфордского университета в 2005 году Джобс признался, что его увольнение было лучшим, что могло случится в тот момент. «Я смог избавится от груза ответственности, который испытывает успешный человек, и начал с чистого листа: с тем рвением, которое присуще каждому новичку. Я стал свободным — и вошел в один из самых креативных периодов своей жизни. <…> Я уверен, что ничего из этого не случилось бы, если бы меня не уволили из Apple. Лекарство было горьким, но пациенту оно помогло». Вернувшись в компанию, Джобс спас ее от банкротства, и уже через год она стала приносить прибыль. У Apple появились новые продукты и поклонники. «Яркая лидерская фигура во главе бизнеса — хороший драйвер повышения акционерной стоимости. Вопрос — кто его заменит и сможет ли новый CEO предложить что-то взамен масштабных идей Маска, — отмечает Павел Безручко, управляющий партнер «ЭКОПСИ Консалтинг». — Впрочем, если суд не отстранит его от руководства пожизненно, я могу себе представить и возвращение в стиле Стива Джобса».

Капризные потребители

Когда лидер так тесно связан с компанией, его уход, несомненно, скажется и на настроении потребителей. Когда Джобс покинул свой пост в Apple из-за болезни, акции компании упали на 7%. Фанаты продукции не верили, что новый операционный директор Тим Кук сможет продолжить дело Джобса. Некоторые и до сих пор считают, что с уходом Джобса компании так и не удалось произвести ничего инновационного. Но несмотря на это в 2018 году рыночная стоимость Apple достигла $1 трлн. Ее продукция остается культовой: люди отстаивают огромные очереди, чтобы купить новый айфон, стоимость которого может в два раза превышать их месячный доход. Дело тут не в том, что Тим Кук превзошел Джобса, а скорее в том, что не стал ломать систему, выстроенную харизматичным лидером.

Еще один показательный пример: уход Павла Дурова из «Вконтакте». Молодой предприниматель был вынужден покинуть пост гендиректора из-за конфликта с инвесторами. Тогда компании пророчили чуть ли не закрытие. Многие пользователи соцсети жаловались, что им не по душе обновления, которые появились на сайте после ухода «отца-основателя». Но проект продолжает жить и остается одним из главных конкурентов социальной сети Facebook на российском рынке.

После ухода Чичваркина бренд «Евросети» потух, да и сам рынок изменился.

Понять настроения инвесторов Tesla вполне реально, говорит Сабинина. Она приводит в пример своего приятеля — собственника инвестиционного фонда, одного из первых акционеров Tesla Motors и владельца электрокаров Tesla: «После произошедшего он сказал мне, что продаст свои акции и посмотрит, как будут развиваться события дальше». Это очень показательно: люди, которые вкладывали деньги в Tesla, шли именно за Илоном Маском, потому что верили в его страсть и талант первопроходца.

«Когда конкуренты видят слово «Евросеть», они должны понимать, что им ***ец!» — в таком формате Евгений Чичваркин любил вести рабочую переписку с сотрудниками. Пока он управлял компанией, конкурентам было действительно не сладко: в 2007 году «Евросеть» была самым популярным брендом среди сотовых ретейлеров, по данным исследовательской компании «Ромир», — 74,7% респондентов в ходе опроса без подсказки («спонтанное знание») вспомнили о компании. А вот после ухода Чичваркина бренд потух, да и сам рынок изменился. На смену сотовым ретейлерам пришли операторы со своими точками продаж техники. Компания не смогла встроиться в новые реалии. Сегодня 100% акций «Евросети» принадлежат«МегаФону», а 1800 ее торговых точек — ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»). Несложно представить, сколько конкурентов у Tesla, и вопрос в том, сможет ли компания выдержать их натиск и адаптироваться к условиям быстро меняющегося рынка без Маска.

Бунтари у власти

«Акционеры, в особенности институциональные инвесторы — фонды, которые, конечно, хотят стабильности для своих вложений, — несколько устали от эксцентричности Маска», — считает Роман Тышковский, управляющий партнер Odgers Berndtson. Выходки эпатажных лидеров наносят немалый ущерб имиджу компании, как было в истории с Uber.

Несколько лет назад в одном из интервью Трэвис Каланик назвал свой сервис «сиськубером» (boob-er), потому что успех бизнеса сделал его основателя популярным у представительниц женского пола. За время работы эпатажного топ-менеджера компания не только попала в рейтинг Forbes, но оказалась фигурантом нескольких скандалов: в корпоративной культуре Uber процветали сексизм, дискриминация, нескольких сотрудников обвинили в сексуальном домогательстве. Кроме того, компанию заподозрили в краже чертежей беспилотника у Google. Все эти инциденты привлекли внимание общественности и стали поводом для расследования. Более 20 сотрудников были уволеныи, наконец, под давлением акционеров сам Каланик покинул Uber. Прошел год с момента его ухода, но компании так и не удалось восстановить репутацию. Летом источники, знакомые с планами компании, утверждали, что Uber потратит $500 на рекламную кампанию по восстановлению имиджа.

Текущая капитализация Tesla во многом объясняется кредитом доверия, выданным самому Илону Маску.

После того, как Маск курил марихуану в эфире популярного шоу, а в интервью New York Times признался, что из-за жесткого графика и переутомления у него начались проблемы со здоровьем, инвесторы и совет директоров всерьез усомнились в его способности держать ситуацию под контролем. Tesla неоднократно была грани банкротства, и ее спасали только новые раунды финансирования. Текущая капитализация Tesla во многом объясняется кредитом доверия, выданным самому Илону Маску. Череда недавних событий показала, что этого кредита больше нет. Действия основателя отправили акции Tesla в затяжное падение.

«Проблема в том, что это увольнение несет еще большую нестабильность: нет информации, кто придет на место Маска и как новый руководитель будет действовать», — считает Роман Тышковский. Перед акционерами компании стоит непростой вопрос: где искать альтернативу Маску. Сомнительно, что его кто-то сможет заменить в этой роли, убежден Безручко: «Более того, преемник совершит большую ошибку, если попытается сделать это (его всегда будут сравнивать, и он будет проигрывать в сравнении). Сам Маск многое может сделать для того, чтобы сгладить негативные эффекты от этой ситуации — разговаривать с ключевыми сотрудниками, помогать новому CEO. Но у меня нет уверенности, что он будет действовать именно так, а не выкинет очередной эксцентричный фокус».

© Валерия Бородина