Виктор Спыну: На «фабрики троллей» в Молдове нанимают за 2000 леев в неделю

  • 26 nov. 2018, 11:05
  • 2 833
  • 5

Явление интернет-троллинга прижилось и получило распространение не только во многих странах, но и в Молдове.

О том, как в стране проявляется феномен интернет-троллинга, кому выгодно существование такого явления и «фабриках троллей» в Молдове рассказал Виктор Спыну — один из создателей приложения Trolles, позволяющего идентифицировать фальшивые аккаунты в социальных сетях, передает esp.md.

– Как и когда появилась идея создания этого проекта?

– Идея проекта пришла к нам летом 2015 года, а первые шаги к реализации задуманного были сделаны летом 2016-го, когда мы участвовали в хакатоне «Пятая сила», организованном Центром независимой журналистики и Deutsche Welle Akademie. На этом мероприятии мы получили первое место, благодаря придуманному нами приложению.

– В чём заключается его главная идея?

– Изначально цель проекта заключалась в информировании людей о существовании фальшивых аккаунтов в социальных сетях, главной задачей которых — манипуляция людьми. И проект помогает устранить эти источники дезинформации граждан.

С помощью нашей платформы Trolles пользователи могут узнавать конкретную информацию о профилях, за которыми скрываются тролли: у кого они позаимствовали фотографии и другие данные, какие посты и комментарии они сделали в интернете и прочее.

– В чём проявляется интернет-троллинг?

– С каждым годом число случаев троллинга в Республике Молдова возрастает, а сам процесс приобретает политическую подоплёку. Чаще всего главная цель интернет-тролля — это передача ложных сообщений, идей и ведение пропаганды. Феномен распространения интернет-троллинга несёт угрозу исчезновения правды.

Многие тролли активизируются только в определённые периоды, в частности, перед выборами. Но есть и те, что активны нон-стоп.

– Можно как-то классифицировать троллей в молдавском интернет-пространстве?

– Команда проекта Trolles выделяет два типа троллей. Первый тип — это те, кто скрывается за фальшивыми страницами, тролли же второго типа используют специально купленные страницы в соцсетях. Чаще всего второй тип — это приверженцы той или иной партии. Это факт никак не скрывается, а наоборот, используется в ходе троллинга.

Симпатия, выраженная в адрес какой-либо партии, ещё не означает троллинг. Здесь всё зависит от активности, зафиксированной на странице. Если же пользователь неограниченно находится онлайн и занимается распространением лживых новостей, пропаганды, то его сразу же отмечают [через наше приложение] как тролля.

– Каковы гарантии того, что через приложение Trolless жалуются действительно на троллей, а не на людей с другими политическими взглядами? Кто и как решает, помечать тот или иной аккаунт как тролля или нет?

– В качестве троллей отмечаются только те пользователи, чья активность подозрительна. Это могут быть аккаунты, выражающие агрессию и явную неприязнь к чему-либо. В таком случае наша команда выясняет, представляет ли этот профиль реальную угрозу.

– Можно ли оградить себя от нападок интернет-тролля?

– Лишь знание сможет спасти население. Если бы каждый второй человек знал, кого он допускает к личным данным в своей социальной сети, то через определённое время жители Молдовы и вовсе избавились бы от этого феномена. Потеря бдительности и добавление тролля в друзья сулит вам стать объектом пропаганды.

– Кому выгодно финансирование троллей?

– Я не могу сказать вам точно, кто занимается финансированием. Цель, я думаю, всем известна. Тролли стали инструментом в руках опытных, да и не совсем, политиков. Усложняя жизнь одним политикам и в то же время вознося других, они манипулируют мнением простых граждан и искажают информацию.

Неоднократно наша команда находила в интернете объявления о вакантных местах на так называемых «фабриках троллей». Некий аноним предлагал 2000 леев в неделю за написание 100 комментариев в день. От соискателей требовался богатый словарный запас и умение отреагировать в нужный момент. Естественно, желающие заработать лёгкие деньги всегда найдутся.

– Журналистские организации Молдовы сообщили, что ваше приложение отмечено на конкурсе World Summit Awards. О чем идет речь?

World Summit Awards — это международный конкурс, проходящий в Австрии, цель которого — отбор и поощрение лучших мировых стартапов и инновационных приложений. Наша команда получила эту международную премию за самое лучшее решение в области IT.

Добавлю, что наш проект разрабатывался при поддержке Центра независимой журналистики, организации «Internews-Moldova» и USAID в рамках программы «Медиа-М».

– За счёт каких ресурсов существует проект сегодня?

– Trolless - это некоммерческий проект, он не финансируется партиями, частными организациями, третьими лицами и т. д. В настоящий момент единственным источником финансирования проекта является грант, который получили на медиахакатоне «Пятая сила».

– Кто члены команды, создавшей приложение?

– Создателями нашего проекта являются опытные программисты, специалисты в области IТ и журналисты. Все лица, задействованные в нашем проекте, — это в первую очередь люди, желающие бороться с пропагандой и манипуляцией в социальных сетях.

– Сами разработчики приложения подвергались атакам в интернете?

– Однажды произошла забавная история, когда наш коллега Григорий Писаренко стал жертвой интернет-троллинга. Он поделился своим мнением в интернете, и после группа лиц обрушила на него шквал критики, утверждая, что такого человека, как Григорий Писаренко, вообще не существует.

– Что Вы посоветуете тем, кто уже столкнулся с троллингом при дискуссиях в интернете? Как стоит себя вести?

– Если какая-то личность в интернет-пространстве вызывает у вас даже самые малейшие подозрения, не следует вступать в диалог с этим пользователем. Если же вы всё-таки стали жертвой, то не поддавайтесь провокациям, не оскорбляйте и не угрожайте собеседнику.