Мифы Гомера. Что мешает женщине открыть в себе лидера

  • 31 oct. 2018, 9:35
  • 370

Австралийский писатель Алан Пиз говорил, что ни одна женщина не хотела бы, чтобы на ее надгробном камне было высечено «ее кухня была идеально чистой». В наше время женщины мечтают о большем, чем просто замужество и материнство. Плюс ко всему, многие из них считают необходимым защитить себя независимостью. Ключевое слово — «защитить». Фрагментация человеческого внимания распространяется на все сферы жизни (сексуальную — в том числе). Не все мужчины могут поклясться в вечной любви, и даже в самых архаичных сообществах образ работающей и независимой женщины постепенно перестает казаться диким.

На Петербургском международном экономическом форуме было много успешных женщин со всего мира, в том числе и наших соотечественниц. На их примере можно проследить следующую тенденцию: у нас все больше и больше женщин занимают высокие должности в самых разных сферах управления вплоть до государственных ведомств. И если представительница прекрасного пола на посту министра образования никого не удивит, то женщина заместитель министра обороны — уже другое дело, не так ли? Нельзя сказать, что мы отстаем от мира в этом вопросе, но уж точно не опережаем его. Несмотря на то, что наше общество пока не готово видеть даму в кресле президента, премьер-министра или генпродюсера спортивного телеканала, наблюдается рост присутствия женщин в самых разных сферах. Это дает надежду на то, что когда-нибудь мы сможем увидеть женщину-президента и в нашей стране.

Штампы о женском лидерстве

Сильная женщина — одинокая, стереотип который сформировался у нас благодаря советскому фильму «Служебный роман». По сюжету главный герой Анатолий Новосельцев, желая получить вакантное место, начинает ухаживать за свой начальницей Людмилой Прокофьевной Калугиной, за спиной которую коллеги называют недвусмысленно «Мымра». Вот он, образ советской женщины-лидера — сухая, одинокая, средних лет. Влюбившись, «Мымра» преображается до неузнаваемости. Конечно же, сама по себе так измениться она не могла, ведь, по задумке сценаристов, ее перевоплощение напрямую связано с влюбленностью. Примерно в то же время Алла Пугачева поет о сильной женщине, плачущей у окна. То есть «сильная» становится практически синонимом слова «одинокая». А через несколько десятилетий в Америке Эрин Брокович начнет писать свой манифест сильной независимой, которая развивается, делает карьеру, оставаясь при этом по-настоящему счастливой. Сама по себе, без обязательного мужчины в роли катализатора успеха. Ей нужна работа, ей нужно дело, но никак не жалость.

Мужской интеллект превосходит женский. Еще одно ошибочное мнение, которое сформировалось и укрепилось за годы жесткого и беспрекословного патриархата. Ученые со всего мира так или иначе не один раз пытались (и все еще пытаются) подкрепить его самыми разными исследованиями. Но это стереотип чистой воды. В восьмидесятых годах прошлого века на протяжении нескольких лет обладательницей самого высокого IQ в мире была американская писательница Мэрилин Вос. Коэффициент ее интеллекта колебался от 167 до 230 баллов. А Шэрон Стоун? Вы знали, что ее считают самой умной актрисой Голливуда? Мало того, что разговаривать она начала в год, так еще и в школу пошла в пять лет, а в пятнадцать уже поступила в университет. Подобных примеров гораздо больше, чем мы можем себе представить.

«Женские» профессии

В наше время уже нет четкого разделения на сугубо мужские или женские профессии. Все, что осталось — это пережитки прошлого или полное отсутствие желания создавать условия. Последнее субъективное препятствие, отрицающее равные возможности мужчин и женщин — традиционалистский сексизм. Всегда будут люди, которые сопротивляются смене парадигмы, но именно их взгляды устаревают в первую очередь. Безусловно, некоторые виды деятельности, в силу физиологических различий, останутся разделенными на мужские и женские, но они будут существовать параллельно, предоставляя и тем, и другим равные возможности для развития.

Я как-то общалась с Надей Карповой, нашей спортсменкой, играющей за футбольный клуб «Валенсия», и она сказала мне, что женский футбол даже в Испании нельзя сравнить с мужским. И это понятно. Футбол всегда будет в большей степени мужским. Однако не стоит забывать, что среди женщин сегодня он развивается семимильными шагами. Хотя в США, например, «соккер» долгое время ассоциировался исключительно с девушками и считался более женским, нежели бейсбол или американский футбол.

Работающая женщина — плохая жена и мать

Многие женщины забывают, что позиция лидера — это не только новые права и возможности в мире мужчин, но еще и обязанности, которые никак не исключают прежних, данных ей от природы. В их числе, разумеется, материнские и супружеские. Существует расхожее мнение, что деловая женщина не может быть хорошей женой или матерью, так как все свои силы она оставляет на работе. Это тоже стереотип!

Вы знали, что женский организм гораздо выносливее мужского? Ученые провели исследование, в ходе которого заметили, что одно и то же упражнение, выполненное 200 раз женщиной и мужчиной, уменьшает силу последнего на 15%. В то время, как изменение показателей представительницы «слабого» пола не столь значительны. Они объяснили это тем, что в жировой прослойке у женщин копится больше энергии. Теперь понятно, почему мужчины так быстро устают в марафонах. Про то, что болевой порог у женщин значительно ниже, что женская иммунная система более совершенна, так как запрограммирована на лучшую сопротивляемость инфекциям, пожалуй, промолчу. Ссылаясь на собственный опыт могу сказать, что при желании каждая женщина может совмещать должностные и семейные обязанности.

Как открыть в себе лидера

Мужчине в наше время уже не так важно насколько красивая и добрая девушка находится рядом с ним. Ему нужен партнер! Человек, на которого он не просто сможет положиться, но и который будет для него настоящим другом и приятным собеседником. И если женщина не сможет стать для своего избранника такой, то со временем с ней поступят так, как обычно поступают со старым телефоном или автомобилем — заменят на новую модель. Каждая женщина должна понять, что любые изменения в жизни — стать лидером или сделать короткую стрижку — не должны быть результатом социального давления или модной тенденции. Сначала необходимо определить, сформировался ли у вас этот запрос и только потом что-то предпринимать.

Но чтобы точно знать, что именно от вас требуется, нужно понимать, откуда пришла тенденция к равенству полов, и к чему в дальнейшем она может привести. На
сегодняшний день ситуация такова — женщин-лидеров становится все больше. Даже искусственный интеллект все чаще предстает перед нами в женском образе (от Софии и до Алисы). Но нужно понимать, что это не более, чем временное маркетинговое решение, завязанное на сегодняшних эстетических предпочтениях людей. За 40 веков цивилизации человечество исчерпало аргументы для эксплуатации гендерных различий. Поверьте, женщины начнут покупать мужчин-роботов гораздо быстрее, чем кажется, потому что в женском мозге автоматизация домашних потребностей давно произошла. И если она поймет, что робот способен испытывать эмпатию, то я даже боюсь предположить в каком мире мы окажемся.

Если покопаться, то можно проследить, откуда берут начало истоки сексизма. Помните сцену из гомеровской «Одиссеи», в которой Телемах, обращаясь к Пенелопе, твердит ей:

«Но удались: занимайся, как должно, порядком хозяйства,

Пряжей, тканьем; наблюдай, чтоб рабыни прилежны в работе

Были своей: говорить же не женское дело, а дело

Мужа, и ныне мое: у себя я один повелитель.»

Вот оно, начало публичного сексизма. С того самого момента он развивается по такому же сценарию. Еще можно вспомнить знаменитое немецкое выражение «жизнь каждой женщины должна состоять из трех компонентов: детей, кухни и церкви». До 20 века эта фраза как нельзя лучше объясняла отношение мужчины к женщине.

Давайте на чистоту: человечество на сегодняшний день победило огромное количество болезней, считавшихся смертельными, вышло в космос, более того, собирается колонизировать Марс и лелеет мечты о покорении других планет. На фоне всего этого руководствоваться фразой гомеровского Телемаха — было бы, как минимум, старомодно.

© Тина Канделаки