Фермеры: Ничем не ограниченная контрабанда убивает рентабельность местных ягод

  • 13 mai 2019, 10:38
  • 587

В начале мая первая молдавская клубника в супермаркетах стоила более сотни леев за килограмм.

Причем специалисты ассоциации «Pomuşoarele Moldovei» в этой связи отмечают, что, вопреки расхожему мнению, сетевой ритейлор закупил фермерскую ягоду по высокой цене, его торговая наценка была невелика. Высокими ценами отметился в 2019 году и старт сезона продаж ранних отечественных овощей, молодого картофеля. Форумы новостных сайтов и социальные сети ожидаемо отреагировали на эту ситуацию возмущением. По «доброй» традиции, аграриев и торговцев обвинили в жадности. Но так ли это, разбирался logos.press.md.

Наверное, стоит признать: в первом приближении – да, это жадность. Причем, обоюдная – производители и торговцы стараются подороже продать товар, потребители – подешевле его купить. Щедрость вряд ли является сильной стороной и наиболее распространенным качеством в среде и тех, и других. В принципе, «хватательный рефлекс – двигатель торговли» в обществе неконтролируемого потребления. Но может ли в условиях нашей маленькой, бедной (но гордой!) страны быть иначе?

Очень похоже, что нет. Попробуем проанализировать аргументы сторон. На первый взгляд, очевидно, что цена 100 леев/кг за майскую молдавскую клубнику – это дорого с точки зрения адекватного кишиневского потребителя, даже более-менее обеспеченного. Прежде всего потому, что на соседнем лотке греческую/турецкую клубнику можно купить за 60 леев/кг, а то и дешевле. Но ведь месяцем ранее эта же ягода (буквально эта же, так как ввезена она в Молдову была именно тогда – и продается по сей день) стоила те же 100-120 леев/кг. За месяц она подешевела вдвое. Тот, кто хотел и мог побаловать себя первой ягодой – сделал это и пресытился. Тот, кто убедился в «огуречном» вкусе и «резинопластиковой» консистенции экстра-ранней импортной клубники – разочаровался и перестал ее покупать, сберегая аппетит для «настоящей, ароматной и вкусной отечественной ягоды». Так почему бы в этом контексте молдавским фермерам/ритейлорам не попытаться продать первую ягоду местного происхождения по высокой цене – на уровне первой импортной клубники.

Ведь что в «цивилизации потребителей» есть основной фактор ценообразования? Как отметил в ходе одной недавней конференции товаропроизводителей в Кишиневе Андрей Ярмак, эксперт департамента инвестиций ФАО, цену реализации определяет не себестоимость - она здесь уже вообще не причем, - а готовность потребителя приобрести тот или иной товар по определенной цене. Даже если она объективно сильно завышена (или занижена). Единственный критерий – острое желание, «охота пуще неволи».

Ориентируясь на этот критерий и статистику прошлых лет, импортеры сочли, что молдавский потребитель купит экстра-раннюю клубнику за символические 100 леев/кг, и завезли сразу много продукции. И, по большому счету, просчитались. Ягода резко подешевела. Следуя той же логике, отдельные молдавские фермеры заломили за первую свою клубнику высокую (а не сложившуюся на рынке в тот момент) цену – и тоже просчитались. Уже к концу первой недели мая не в супермаркетах, а в плодоовощных киосках отечественную ягоду можно было найти по 80 леев/кг и дешевле. При таком тренде перспективы для местных производителей не радужные – продукция почти наверняка будет быстро дешеветь, к радости потребителя. Но справедливо ли это?

Здесь самое время вспомнить о себестоимости. Необходимо принять как данность, что стартовые инвестиции в промышленные плантации ягод – это сотни тысяч леев на гектар. Критически необходимы и системы капельного орошения с источниками воды, и укрывной материал, и качественный посадочный материал – иначе не получить высококачественную, ликвидную продукцию. Какими в той связи должны быть нормы рентабельности и кто их определяет? Очевидно, определяет рынок, свободный и проблемный.

Еще в прошлом году представители ассоциации «Pomușoarele Moldovei» с горечью отмечали, что ничем не ограниченная контрабанда убила рентабельность продаж отечественной голубики на внутреннем рынке, некогда дорогом и привлекательном. В нынешнем году в отраслевой ассоциации опасаются, что та же участь в Молдове ждет рыночные сегменты ежевики, малины и, возможно, земляники-клубники. С этой точки зрения вполне логично, что отечественные производители клубники ранних сортов пытаются заложить в цену продукции не только высокие затраты, но и высокие риски - в самой ближайшей перспективе.

Стоит также отметить, что фермеры рискуют даже тогда, когда отечественные супермаркеты закупают у них раннюю плодово-ягодную продукцию по высокой цене. Ведь, как посетовали в отраслевой ассоциации: «доставка, потери в процессе реализации, «благодарственные» бонусы супермаркету – все за счет аграриев». А, в отличие от плотной и волокнистой импортной ягоды, мягкая молдавская клубника – товар скоропортящийся.

В этой связи неоднократно приходилось слышать мнение-совет: «так пусть производители и торговцы снизят цены, в итоге больше продадут – меньше выбросят испортившегося товара». Вроде бы, логично. На что однажды корреспонденту «ЛП» директор «Lolly Berry» Юрий Тарай ответил примерно следующее. В разгар одного из сезонов предприятие провело эксперимент: для поддержания/наращивания продаж резко снизило цены на голубику – на тот момент все еще экзотическую для молдавского потребителя ягоду. В итоге, в физическом выражении продажи практически не выросли, а в финансовом – эксперимент провалился, сгенерировал убытки.

Отношения с оптовиками у отечественных производителей ягод – тоже не безоблачные. Как отметил в беседе с корреспондентов «ЛП» координатор одного из крупнейших в стране кооперативов по производству клубники Илья Федорчуков, «мы способны одной-двумя поставками клубники на кишиневский оптово-розничный рынок «Ревенко» полностью закрыть его месячные потребности в товаре». А что делать дальше, на протяжении всего сезона?

Ответ, вроде бы, очевиден – экспортировать. Вот крупнейшие производители и пытаются это делать. В прошлом году экспорт клубники из Молдовы вырос примерно втрое – почти до 3 тыс. тонн (при том, что прошлогодний объем производства всех ягод в Молдове эксперты оценили в 11 тыс. тонн). В нынешнем году некоторые ягодные компании вообще планируют сосредоточиться на поставках клубники в Россию и отказаться от работы на внутренний рынок. Проблема лишь в том, российский (как, впрочем, и любой внешний) рынок тоже нестабилен: сегодня есть, а завтра - нет.

У молдавских производителей/продавцов ранних овощей и молодого картофеля в этом смысле ситуация еще сложнее. Российского (да и любого экспортного) рынка как не было, так и нет. А внутренний рынок и конкурентный – импорт/контрабанду еще никто не отменил, и узкий. В итоге – дорогой настолько, чтобы быть привлекательным для внешних поставщиков дешевого товара сомнительного качества. Но не достаточно перспективный, чтобы развивать внутренний бизнес – затраты высоки, а потенциал роста цен ограничен.

Прежде всего – тревожной демографической ситуацией. Об этом говорят производители и «демократично-массового картофеля», и «элитарно-бутиковых ягод». Поскольку в Молдове пенсионеры и прочие малообеспеченные потребители едва способны приобрести самые простые продукты питания. А образованной, обеспеченной хорошей работой и заработком молодежи, предпочитающей дорогие высококачественные продукты, уже почти не осталось.