Что будет объединять людей будущего

  • 27 aug. 2018, 14:28
  • 583

Ничто не объединяет людей так, как наличие общего врага, поездка в переполненной маршрутке и общественные ценности. Два первых явления с точки зрения футурологии не представляют существенного интереса. Третье, напротив, будоражит пытливые умы поиском ответов на вопросы, значимость которых трудно переоценить. Какие ценности будут объединять нас в светлом будущем? Какую цену придется за них заплатить?

Локомотив прогресса

Все указывает на то, что главным действующим лицом на мировой арене станет цивилизация, которая будет техногенной и европейской. Именно ее ценности имеет смысл рассматривать в качестве системообразующих с прицелом на обозримое будущее. Почему так? Уже сегодня мы наблюдаем серьезный дисбаланс между странами техногенно-европейской ориентации и большинством остальных государств. Проявляется он не только в количестве материальных благ на душу населения, но и, что гораздо важнее, в доступе к достижениям научно-технического прогресса, которые обеспечивают прирост этих благ. И разрыв будет только увеличиваться. Мало кто захочет оставаться на обочине цивилизации, поэтому одним из трендов будущего станет добровольный переток государств из стана «неприсоединившихся» в техногенно-европейский лагерь. Путь этот, скорее всего, не будет усыпан розами. На старте интеграции государства-новички будут выступать в роли вассалов — источников ресурсов или стран-мастерских. Много позже их начнут рассматривать в качестве миноритарных членов, де-юре имеющих право голоса, но де-факто ничего не решающих. И в совсем уже отделенной перспективе «новички», доказавшие свою благонадежность, может быть, получат статус полноправных членов клуба.

Конечно, не обойдется без исключений. Государства с большой территорией и высокой численностью населения, обладающие богатыми запасами природных ресурсов и более-менее развитой экономикой, такие как Россия или Китай, имеют все шансы пропустить первую и даже вторую стадии интеграции. Все упирается в то, что ни мы, ни китайцы пока не готовы безоговорочно принять техногенно-европейскую систему ценностей. В чем же она заключается и каковы ее перспективы?

Ценности на вырост

«Техногенная» и «европейская» — две стороны одной медали. Первая определяет вектор развития цивилизации, вторая — систему поведенческих ценностей, которой придерживается социум. Техногенной цивилизации свойственно воспринимать окружающий мир как объект для преобразования с целью получения максимума благ для человеческого рода. Поэтому ее базовой ценностью в обозримом будущем будет являться научно-технический прогресс, призванный увеличить количество и качество этих благ, а также снизить затраты сил, времени и ресурсов, необходимых для их получения. Вторая ценность, без которой техногенное общество обречено на неминуемый крах, носит сдерживающий характер. Это рационализм, в основе которого лежит знаменитая бритва Оккама: «Не плоди сущности сверх необходимого». В чем эта бритва будет выражаться на практике?

1. В жестком контроле над влиянием достижений НТП на окружающую среду. В некоторых странах мира (Израиль, Китай) уже действует «зеленая» полиция, следящая за соблюдением экологических норм. Кары для нарушителей суровы — в Германии за особо тяжкое умышленное экологическое преступление можно провести за решеткой десять лет.

2. В сознательном отказе от перепроизводства материальных благ. Уже сегодня промышленные гиганты по всему миру применяют систему бережливого производства LEAN, основанную на уникальном опыте автоконцерна Toyota. Один из постулатов системы — отказ от массового производства «на склад» в пользу выпуска «на заказ».

3. В переходе на возобновляемые источники энергии. Если верить результатам совместного исследования Лаппеенрантского технологического университета и международной исследовательской группы Energy Watch, мир безболезненно перейдет на ВИЭ уже к 2050 году. Отдельные страны рассчитывают сделать это гораздо раньше, например, Шотландия — к 2020-му.

Таким образом, рационализм — это ценность-ограничитель, без которой безудержный прогресс рано или поздно порвет окружающий нас мир на мелкие кусочки. Третья ценность, с которой неразрывно связано будущее техногенной цивилизации, — это стремление к экспансии, в первую очередь за счет освоения космоса. Причем речь идет не только о расширении контролируемых пространств и территорий, но и о научно-технической экспансии: знания, умения и материалы, полученные в ходе космического расселения, откроют перед человечеством новые горизонты в плане технологического развития.

Ценности навынос

Повернем медаль другой стороной. Когда мы называем ведущую цивилизацию будущего европейской, речь, конечно, не о географии. Понятие «европейские ценности» давно стало нарицательным и не зависит от того, в какой части света находится государство, их исповедующее. К тому же контингент их носителей имеет устойчивую тенденцию к расширению. Попробуем набросать приблизительные контуры этой системы ценностей в среднесрочной перспективе. Человеческая жизнь станет для еврообщества безусловной ценностью №1. Сегодня она подкреплена отлаженной системой обеспечения личной безопасности и мощной индустрией здравоохранения. Например, в Нидерландах, которые, по данным Euro Health Consumer Index, уже много лет являются европейским лидером в этой области, расходы на здравоохранение составляют 12,9% ВВП, а средняя продолжительность жизни — 81,8 года. Завтра к этим двум китам добавится третий: биотехнологии, наномедицина и 3D-печать человеческих органов приведут к победе над всеми существующими болезнями, а в перспективе — к неограниченной продолжительности жизни человека.

Индивидуализм. Ключевую роль этого тренда в европейской системе ценностей обозначил ещё Альберт Эйнштейн: «Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности». Исследования выдающегося социолога Герта Хофстеде наглядно подтверждают это: культура индивидуализма является системоопределяющей именно в странах, придерживающихся европейской системы ценностей. Индивидуализм будущего — с человеческим лицом. Его приверженец добровольно признает минимальные ограничения, накладываемые обществом, в обмен на широкие возможности для развития и самореализации личности, которые это общество предоставляет.

Толерантность. Сегодня эта ценность насаждается в странах евроформата искусственно, в приказном порядке. Толерантность завтрашнего дня — это свободный осознанный выбор граждан, оставляющих за другими право мыслить и действовать согласно собственным принципам и убеждениям. Но, разумеется, в рамках закона.

Личная активность. Высвободившееся за счет достижений НТП время человек будущего будет посвящать не потреблению материальных благ, а различным видам активности, направленным как на личное самосовершенствование, так и на благо общества. Спорт, искусства, путешествия, самообразование, общественные проекты — все, что только набирает массовую популярность сейчас, в будущем станет поведенческой нормой для каждого. Особенно актуальным станет волонтерство: всемирный опрос, проведенный Gallup International в 2008 году, показал, что 28% населения Земли так или иначе вовлечены в волонтерскую деятельность. Причем лидерами по количеству волонтеров на душу населения являются страны-проводники европейских ценностей.

Ценности на выброс

Перефразируя закон сохранения, если где-то прибыло, значит, где-то обязательно убудет. Новые ценности придут на смену старым, с которыми обществу придется расстаться. В первую очередь уйдут в небытие религиозные ценности, на протяжении многих веков служившие надеждой и опорой всем, кому необходимы «сны о чем-то большем». Их могильщиком станет все тот же научно-технический прогресс, уже сегодня не оставляющий божественным сущностям ни единого шанса на существование. Процесс в разгаре: по данным Международного исследовательского центра Gallup, количество верующих в мире только за период с 2005 по 2012 год сократилось на 9%. Однако внешние проявления религиозных культов — праздники и обряды — сохранятся еще надолго. Наглядный пример из настоящего: мы хороводим вокруг новогодней елки, сжигаем чучело Масленицы, прыгаем через костры на Ивана Купалу. При этом не разделяем религиозные ценности, которые наши предки связывали с этими обрядами в далеком прошлом, и часто даже не знаем их.

Следующими ценностями, которые прикажут долго жить, станут национализм и патриотизм. Больше половины жителей Старого Света уже сегодня считают себя в первую очередь европейцами (по данным Европейской комиссии за 2017 год — 68%) и только потом французами, швейцарцами или итальянцами. А наиболее продвинутые и вовсе относят себя к гражданам мира. Глобализационные процессы только ускорят эту тенденцию. И наконец, сойдут с дистанции семейные ценности — еще один кандидат если не на исчезновение, то как минимум на радикальную трансформацию.

Говорят, мысли материальны. Если так, то ценности материальны вдвойне. Их носителями является подавляющее большинство членов социума, и за счет кумулятивного эффекта правильная ценность мобилизует общество на достижение результата, лучше, чем любой кнут. И даже пряник.

Так что не стоит недооценивать переоценку ценностей.